Т.А. Фролова
Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Тема 3. РАЗРАБОТКА ТУРА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ
3. Ценообразование в туризме
Ценообразование
в сфере услуг (в т.ч. в туризме) имеет ряд отличительных свойств:
1) услуги
туризма представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно
для потребления, поэтому цены на услуги – это розничные цены;
2) если на
стадии создания промежуточного продукта с помощью цен перераспределяется его
стоимость между хозяйствующими субъектами, то на стадии конечной реализации
продукта отклонение цен от стоимости ведет к перераспределению доходов
населения между различными группами (потребителей и производителей);
3) сфера
услуг непосредственно связана с потребителем в процессе оказания услуг, поэтому
она имеет устойчивый спрос на целый ряд услуг, в т.ч. на услуги туризма. Однако
устойчивый спрос во многом зависит от индивидуальных особенностей человека,
поэтому при установлении цен нужно учитывать такой психологический нюанс – цена
не должна вызывать у покупателя отрицательных эмоций;
4) процессы
производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому
применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на услуги туризма
носит ярко выраженный сезонный характер. Цены на турпродукт резко колеблются в
зависимости от сезона (зимний, летний, межсезонье);
5) турпродукт
в большинстве случаев представляет собой пакет услуг, рассчитанный на группу
людей. В нее входят как туристы, так и лица, сопровождающие группу на
конкретном маршруте (гид-переводчик, групповод, водитель автобуса). Чем больше
численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека;
6) цены на
определенные виды услуг могут не входить в стоимость турпакета. Они
оплачиваются каждым туристом в отдельности;
7) цена тура
на одного человека зависит от количества туро-дней. Чем продолжительнее тур,
тем при прочих равных условиях он дороже будет стоить;
8) цена тура
зависит от его вида. Цена индивидуального тура выше, чем группового;
9) цена тура
зависит от возрастного состава туристов, т.к. на многие услуги (проживание,
экскурсии) детям и школьникам, студентам предоставляются скидки (40 – 50%).
Некоторые
виды услуг реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынке. Поэтому на
одни и те же услуги действуют два вида цен – внутренние и внешнеторговые
(мировые).
Особенностью
формирования цен на услуги туризма является то, что они должны включать
потребительные стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму.
Например, продукты овеществленного прошлого труда (памятники истории и
архитектуры, паркового хозяйства, заповедники) или те, которые созданы природой
(горы, озера).
На цену
турпродукта влияет целый ряд факторов:
-
класс обслуживания (степень комфортности);
-
вид путешествия (авиационный, автобусный);
-
формы обслуживания (групповой, индивидуальный тур);
-
конъюнктура рынка на услуги туризма;
-
сезонный характер предоставления услуг;
-
география размещения турфирм и др.
Цена на услуги
туризма включает следующие элементы:
1)
стоимость сырья и материалов (продукты для приготовления пищи,
постельные принадлежности);
2)
текущие расходы на производство, реализацию и организацию потребления
услуг;
3)
прибыль тороператора;
4)
косвенные налоги по видам услуг (НДС, таможенные пошлины);
5)
скидки для отдельных групп туристов;
6)
надбавки или скидки (комиссионное вознаграждение) в пользу турагента.
Первые 2
элемента формируют себестоимость туруслуг.
Цены на
турпродукт должны соответствовать спросу и рекламе. Их необходимо ориентировать
не на среднего туриста, а на определенные типовые группы. Как правило, снижение
цены на турпродукт ведет к росту спроса и оказывает рекламное воздействие на
покупателя. В свою очередь улучшение рекламы может способствовать увеличению
цены на турпродукт.
Уровень цен
значительно влияет на объем реализации турпродукта. Однако это влияние имеет
свою специфику, которая обусловлена следующим:
а) потребление
турпродукта происходит в свободное время, которое имеет для туриста
самостоятельную ценность, и которого у него не так уж и много. Отсюда – особая
избирательность, повышенные требования и чувствительность к качеству и цене
турпродукта;
б) между
моментом продажи турпродукта и актом его потребления имеется значительный
разрыв во времени. Это находит свое отражение в политике цен. Например,
вводится специальное дополнительное страхование туристов от инфляции, плохой
погоды.
При разработке
цен учитываются различные комиссионные вознаграждения посредникам:
1)
комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют
их самостоятельно или через посредников (комиссия для оптовиков);
2)
розничная комиссия турагентам, которые перепродают программы
туроператора или сами бронируют гостиничные номера;
3)
комиссия для других организаций, которые выступают в качестве
посредников между турагентом, туристом и гостиницей.
Цена турпакета
на 1 туриста , т.е. стоимость турпутевки, определяется по формуле:
(1)
где Ц – цена
турпакета;
С –
себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором;
Н – косвенные
налоги;
П – прибыль
туроператора;
С – скидка
туристу с цены отдельных видов услуг;
К –
комиссионное вознаграждение турагента («+» - означает надбавку к цене
турпакета, «-« означает скидки с цены туроператора в пользу турагента);
– количество туристов в группе;
Чс –
количество лиц, сопровождающих группу.
При заключении
договора с турагентами на реализацию туров туроператор может исходить из 2-х
позиций:
1. Туроператор
продает турагенту турпакет по цене, которую он должен получить с турагента.
Турагент делает надбавку в свою пользу на цену туроператора. Туроператор не
вмешивается в установление размера надбавки.
2. Туроператор
предоставляет турагенту турпакет для реализации по твердо фиксированной цене.
Турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости
турпакета.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Ценообразование в маркетинге
Ценообразование в аудите (Федосова Т.В.)
Ценовая эластичность спроса
Централизация и децентрализация
Нечисловая статистика: Приложение 1: Центральные предельные теоремы
Центральные предельные теоремы
|