Т.А.Фролова
Микроэкономика: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2006
Тема 3. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
6. Ценовая эластичность спроса
Эластичность спроса относительно цены показывает относительное
изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент.

где ЕрD - эластичность спроса по
цене;
ΔQd
- относительное изменение спроса (в процентах);
ΔP
- относительное изменение цены (в процентах).
где Q1 , Q0
- величина
спроса до и после изменения цены;
P1 , P0 - цена до и после изменения.
С увеличением цены объем
спроса, как правило, снижается. Чтобы избежать отрицательных чисел, значение ЕрD берут по модулю или вводят
знак минус.
Спрос называют эластичным,
когда Е > 1. Это означает, что спрос растет или падает быстрее цены. Когда Е
< 1, спрос неэластичный (жесткий), т.е. спрос растет или падает медленнее, чем изменяются цены. Если Е = 1,
то спрос единичной эластичности.
Если изменение цены не
вызывает никакого изменения спроса, то Е = 0, случай абсолютной неэластичности.
Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то
Е = ∞, случай абсолютной эластичности (рис.3.5).

Рис.3.5. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос
Если спрос по цене
эластичный, то снижение цены вызовет рост совокупной выручки. И наоборот, если
спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению TR.
Если спрос по цене
неэластичен, то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И
наоборот, рост цены приведет к росту общей выручки.
Факторы, влияющие на
эластичность:
1. Наличие заменителей. Чем
больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.
2. Удельный вес товара в
бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая
эластичность спроса).
3. Размер дохода.
4. Качество товара: является ли
данный товар предметом роскоши (спрос на него эластичен) или предметом
необходимости (спрос неэластичен).
5. Размер запаса: чем больше
запас, тем более эластичен спрос.
6. Ожидания потребителя: спрос
на товары в долгосрочном периоде будет эластичен.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Ценовая стратегия
Ценовая политика и ценовые стратегии (Фролова Т.А., 2009)
Ценовая политика и Интернет
Ценообразование в аудите
Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Ценообразование в маркетинге
Ценообразование в туризме
|