Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Консалтер.Ру > Библиотека > Экономика предприятия

Т.А. Фролова
Экономика предприятия

Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Тема 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1. Сущность и классификация цен

Цена – денежное выражение товарной стоимости продукции, работ, услуг.

Значение цены огромно: она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы; оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства, на уровень жизни общества.

Формирование цен:

1. Оптовая цена изготовителя = Себестоимость производства и реализации + Прибыль производителя.

2. Оптовая отпускная цена = Оптовая цена изготовителя + Косвенные налоги (акциз, НДС).

3. Оптовая цена закупки = Оптовая отпускная цена +  Посредническая надбавка.

Посредническая надбавка = Издержки посредника + Прибыль посредника + НДС.

4. Розничная цена = Оптовая цена закупки + Торговая надбавка.

Торговая надбавка = Издержки торговли + Прибыль торговли + НДС.

Ценовая система – это упорядоченная совокупность различных видов цен.

Цены классифицируются по нескольким признакам.

I. Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики:

1) оптовые цены на продукцию промышленности;

2) закупочные цены на продукцию сельского хозяйства;

3) цены на строительную продукцию (сметная стоимость объекта или усредненная сметная стоимость единицы типового объекта, например, 1 кв. м. жилой площади);

4) тарифы грузового и пассажирского транспорта;

5) цены на потребительские товары;

6) тарифы на услуги;

7) внешнеторговые цены:

- экспортные цены;

- импортные цены (устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных пошлин, валютного курса, акциза и НДС, расходов на реализацию).

К разновидностям оптовой цены относится трансфертная цена, которая применяется при коммерческих операциях между подразделениями предприятия.

II. Дифференциация цен по степени участия государства в ценообразовании:

1. Рыночные цены – складываются в процессе взаимоотношения субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры:

- свободные;

- монопольные;

- демпинговые.

2. Регулируемые цены – складываются на рынке в процессе прямого государственного воздействия:

- фиксированные;

- предельные.

III. Дифференциация цен по стадиям ценообразования:

1)      оптовые цены изготовителя;

2)      отпускные оптовые цены;

3)      оптовые цены закупки;

4)      розничные цены.

IV. Дифференциация цен по транспортной составляющей. Осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта на пути движения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены:

1.      Франко-склад поставщика – цена продукции на складе поставщика;

2.      Франко-станция отправления – п.1 + расходы по доставке на станцию отправления;

3.      Франко-вагон станция отправления – п.2 + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления;

4.      Франко-вагон станция назначения – п.3 + расходы по транспортировке до станции назначения;

5.      Франко-станция назначения – п.4 + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения;

6.      Франко-склад потребителя – п.5 + расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя.

V. Дифференциация цен по характеру ценовой информации: аукционные цены, биржевые (биржевые котировки), цены фактических сделок, справочные цены и ценовые индексы.

VI. Дифференциация в зависимости от времени действия:

1)      долговременные цены (не изменяются на протяжении длительного периода);

2)      текущие цены (могут изменяться в рамках одного контракта, отражают конъюнктуру рынка);

3)      скользящие или падающие цены (постепенно снижаются по мере насыщения рынка);

4)      гибкие цены (быстро реагируют на изменение спроса и предложения, например при продаже скоропортящихся продуктов в конце дня цены ниже);

5)      сезонные цены (действуют в определенный период времени, например. На путевки, туристское снаряжение).

Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)

Похожие материалы:
Сущность и классификация затрат по коммерческой деятельности
Сущность и значение привлечения в качестве обвиняемого (Батычко В.Т., 2010)
Сущность и значение кассационного пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу
Сущность и концепции маркетинга
Сущность и методы государственного регулирования (Батычко В.Т., 2011)
Сущность и основные задачи участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2017, Консалтер.Ру