Т.А. Фролова
Экономика предприятия
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Тема 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1. Сущность и классификация цен
Цена –
денежное выражение товарной стоимости продукции, работ, услуг.
Значение цены
огромно: она определяет структуру и объем производства, движение материальных
потоков, распределение товарной массы; оказывает влияние на массу прибыли,
рентабельность продукции и производства, на уровень жизни общества.
Формирование
цен:
1. Оптовая
цена изготовителя = Себестоимость производства и реализации + Прибыль
производителя.
2. Оптовая
отпускная цена = Оптовая цена изготовителя + Косвенные налоги (акциз, НДС).
3. Оптовая
цена закупки = Оптовая отпускная цена + Посредническая надбавка.
Посредническая
надбавка = Издержки посредника + Прибыль посредника + НДС.
4. Розничная
цена = Оптовая цена закупки + Торговая надбавка.
Торговая
надбавка = Издержки торговли + Прибыль торговли + НДС.
Ценовая
система – это упорядоченная совокупность различных видов цен.
Цены
классифицируются по нескольким признакам.
I. Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания
экономики:
1) оптовые
цены на продукцию промышленности;
2) закупочные
цены на продукцию сельского хозяйства;
3) цены на
строительную продукцию (сметная стоимость объекта или усредненная сметная
стоимость единицы типового объекта, например, 1 кв. м. жилой площади);
4) тарифы
грузового и пассажирского транспорта;
5) цены на
потребительские товары;
6) тарифы на
услуги;
7)
внешнеторговые цены:
- экспортные
цены;
- импортные
цены (устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом
таможенных пошлин, валютного курса, акциза и НДС, расходов на реализацию).
К
разновидностям оптовой цены относится трансфертная цена, которая применяется
при коммерческих операциях между подразделениями предприятия.
II. Дифференциация цен по степени участия государства в
ценообразовании:
1. Рыночные
цены – складываются в процессе взаимоотношения субъектов ценообразования на
рынке под влиянием конъюнктуры:
- свободные;
-
монопольные;
- демпинговые.
2.
Регулируемые цены – складываются на рынке в процессе прямого государственного
воздействия:
-
фиксированные;
- предельные.
III. Дифференциация цен по стадиям ценообразования:
1)
оптовые цены изготовителя;
2)
отпускные оптовые цены;
3)
оптовые цены закупки;
4)
розничные цены.
IV. Дифференциация цен по транспортной составляющей. Осуществляется
в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это
отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта на
пути движения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы
включены в состав цены:
1.
Франко-склад поставщика – цена продукции на складе поставщика;
2.
Франко-станция отправления – п.1 + расходы по доставке на станцию
отправления;
3.
Франко-вагон станция отправления – п.2 + расходы по погрузке в вагоны на
станции отправления;
4.
Франко-вагон станция назначения – п.3 + расходы по транспортировке до
станции назначения;
5.
Франко-станция назначения – п.4 + расходы по выгрузке из вагонов на
станции назначения;
6.
Франко-склад потребителя – п.5 + расходы по доставке от станции
назначения до склада потребителя.
V. Дифференциация цен по характеру ценовой информации: аукционные
цены, биржевые (биржевые котировки), цены фактических сделок, справочные цены и
ценовые индексы.
VI. Дифференциация в зависимости от времени действия:
1)
долговременные цены (не изменяются на протяжении длительного периода);
2)
текущие цены (могут изменяться в рамках одного контракта, отражают
конъюнктуру рынка);
3)
скользящие или падающие цены (постепенно снижаются по мере насыщения
рынка);
4)
гибкие цены (быстро реагируют на изменение спроса и предложения,
например при продаже скоропортящихся продуктов в конце дня цены ниже);
5)
сезонные цены (действуют в определенный период времени, например. На
путевки, туристское снаряжение).
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Сущность и классификация затрат по коммерческой деятельности
Сущность и значение привлечения в качестве обвиняемого (Батычко В.Т., 2010)
Сущность и значение кассационного пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу
Сущность и концепции маркетинга
Сущность и методы государственного регулирования (Батычко В.Т., 2011)
Сущность и основные задачи участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства
|