В.Т. Батычко
Предпринимательское право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
Тема 14. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
14.1. Сущность и методы государственного регулирования
Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы
предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья,
прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения
злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной
конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры
государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Под государственным регулированием
предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в
лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере
осуществления предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательства необходимо
как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства,
так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.
Задачи государственного регулирования предпринимательства
можно разделить на группы:
- охрана
окружающей среды;
- выравнивание
экономического цикла;
- обеспечение
нормального уровня занятости населения;
- защита
жизни и здоровья граждан;
- поддержка
конкуренции на рынке;
- поддержка
и развитие малого предпринимательства;
- специальные
меры защиты прав предпринимателей и др.
Представленный перечень задач государственного регулирования
предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование
необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.
Методы государственного регулирования
предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.
1. Прямые (административные) методы - средства
непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих
предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:
- государственный
контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;
- государственная
регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- налогообложение;
- лицензирование
отдельных видов предпринимательской деятельности;
- выдача
предписаний антимонопольным органом и т.д.
2. Косвенные методы - экономические средства
воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий,
влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:
- прогнозирование
и планирование;
- предоставление
налоговых льгот;
- льготное
кредитование;
- государственный
(муниципальный) заказ и др.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Сущность и концепции маркетинга
Сущность и классификация цен (Фролова Т.А., 2009)
Сущность и классификация затрат по коммерческой деятельности
Сущность и основные задачи участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства
Сущность и основные принципы социального страхования (Фролова Т.А., 2010)
Сущность и принципы аудита
|