В.А.
Гончарук
Алгоритмы преобразований в бизнесе
Москва, 2001.
3. Качество
консультирования
3.1. Консультанты
и консалтинговые агентства
До сих пор мы рассматривали, какую пользу и как может
принести предприятию консультирование. Некая абстрактная фигура оценивала различные
аспекты бизнеса, давала заказчику верные рекомендации, получала результат. Наверное,
настало время материализовать этот образ. Итак, что такое консультант? В анекдотах
это человек, который приходит, когда его не звали, и говорит то, что заказчик
знает сам. В рекламе это «гуру», имеющий ответы на все сложные вопросы. На самом
деле, консультанты – люди различных специальностей и разной квалификации, решающие
проблемы заказчика в меру своих способностей.
С некоторой долей условности среди консультантов можно
выделить четыре группы (по способу прихода в консалтинг):
·
Самоопределяющиеся и начинающие
– вчерашние студенты, слушатели коммерческих академий и курсов «ускоренной квалификации»,
МВА без опыта.
·
Преподавательский состав академических
ВУЗов.
·
Специалисты в конкретных областях,
пришедшие в консалтинг из коммерческих фирм.
·
Бывший топ-менеджмент коммерческих
предприятий.
Первые, в основном, трудоустраиваются в консалтинговые
фирмы, вторые работают самостоятельно, третьи и четвертые практикуют оба варианта.
У начинающих консультантов скорее встретишь максимализм и безапелляционность
суждений. У преподавателей – чрезмерную проработку теории с «азов». Узкие специалисты
склонны преувеличивать важность своей области. Топ-менеджерам проще решить проблему
самим, чем совместно с заказчиком. При этом у первых большая готовность к восприятию
нового, у вторых лучшая систематизация проблем, у третьих глубокая проработка
конкретных задач, у четвертых практический опыт управления.
Консалтинговые фирмы имеют также различную организацию.
Некоторые представляют собой единую технологическую связку 2-х – 3-х специалистов,
совместно решающих консультационные задачи (так называемый «составной» консультант).
Другие держат в штате одного-двух квалифицированных специалистов и три десятка
стажеров, работающих по заданным алгоритмам. Третьи имеют только технический
персонал и привлекают для решения конкретных сложных задач независимых квалифицированных
консультантов.
Консультирование осуществляют конкретные люди, и только
с большой долей условности можно говорить об их «видовых» достоинствах и недостатках.
Тем не менее, попробуем очертить основные характеристики трех существенно различных
категорий консультантов.
Индивидуальный (независимый)
консультант.
Преимущества:
·
Наиболее индивидуальный подход
и глубокая проработка проблемы заказчика.
·
Относительно низкие гонорары (обычно
меньше гонораров агентств).
·
Возможность временной работы в
штате предприятия.
·
Больше степеней свободы в формировании
консалтинговой команды, чем у агентства (консультант не обязан ограничиваться
штатом).
Недостатки:
·
Ресурс времени индивидуального
консультанта ограничен. График консультаций необходимо строго выдерживать.
·
Для реструктуризации корпораций
нужна единая команда, которую трудно составить из независимых консультантов
(хотя в последнее время тандемы и триады разнопрофильных «индивидуалов» начинают
складываться на рынке).
Российское консультационное агентство.
Преимущества:
·
Возможность параллельного осуществления
работ по всему комплексу проблем с привлечением нескольких консультантов одновременно.
·
Возможность предоставления заказчику
дополнительных гарантий (например, финансовых).
Недостатки:
·
Более стандартизованный подход
к проблеме заказчика.
·
Более высокие гонорары, включающие
зарплату штатных или привлеченных независимых консультантов, издержки и прибыль
агентства.
·
Обучение стажеров в процессе консультирования
заказчика.
Иностранное консультационное агентство.
Преимущества:
·
Международный авторитет (членство
в некоторых международных организациях невозможно без предварительного аудита
известной иностранной компанией, получение иностранных инвестиций может ставиться
в зависимость от проведения консультирования иностранным агентством).
·
Значительный опыт в консультировании
международного бизнеса.
Недостатки:
·
Максимальное применение «домашних
заготовок» и стандартных схем.
·
Часто недостаточный учет российской
специфики.
·
Еще более высокие гонорары.
·
Широкое использование стажеров.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Консультант по налогам и сборам
Консульские привилегии и иммунитеты (Батычко В.Т., 2011)
Консульские представительства
Консультация специалиста
Консультация специалиста - Арбитражный процессуальный кодекс
Контакты ребенка с родителями, родительские
права которых ограничены судом
|