В.А.
Гончарук
Алгоритмы преобразований в бизнесе
Москва 2001
1. Консультирование
на российском рынке
1.1. Проблемы
и задачи российских коммерческих предприятий
Научное определение проблемы следующее:
Проблема - это "противоречие между знанием
о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических
действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации
этих необходимых действий" [1] .
Проблемы коммерческих предприятий - это чаще всего противоречия
между необходимостью действий и отсутствием наработанных алгоритмов их выполнения.
Развитие без проблем невозможно, универсальный рецепт на все случаи жизни сродни
"философскому камню" - его искали на протяжении веков, но предъявляли
(и то не часто) лишь шарлатаны.
Проблемы развития предприятий условно можно подразделить
на два класса:
- Внешние, обусловленные изменением экономической ситуации, экспансией конкурентов,
эволюцией правовой базы, налогообложения, появлением новых технологий, и т.п.
- Внутренние, обусловленные ростом предприятия, усложнением всех идущих в
нем процессов, в т.ч. взаимоотношений совладельцев, топ-менеджмента, персонала.
Развитие рынка происходит постоянно. В нем, безусловно,
можно выделить типичные тенденции, известные в мировой практике, и чисто российскую
специфику, опирающуюся на нашу историю, политику, менталитет. Например, согласно
канонам идет вымывание лишних звеньев в цепочках "производитель - потребитель".
Из трех-четырех сбытовых посредников в вертикали остаются максимум два, один
из которых зарабатывает на аккумуляции широкого ассортимента, а второй - на
его распределении в розницу и корпоративным потребителям. В то же время, общую
ситуацию никак нельзя назвать классической. Если старт был дан перестройкой
и приватизацией с точки диктата производителя, то чуть позже производственники
шли на поклон к сбытовикам, а еще позже, после кризиса, снабженцы вновь обивали
пороги производителей экспортного сырья, пока заводы потребительских товаров
боролись за каналы сбыта. Смело прогнозировать на рынке можно лишь изменения
и, соответственно, постоянное наличие у предприятий проблем рыночной адаптации.
Развитие большинства предприятий происходит по
схеме (рис 1):
Фирма основывается предпринимателем или группой партнеров под бизнес-идею
(часто под эксплуатацию эксклюзивных связей, например, родственных в госструктуре
или акционерном предприятии). Обязанности распределены условно, все занимаются
всем. Происходит "примерка" бизнеса на себя, закрытие дефицитов в
умениях (финансы, бухгалтерия, и т.п.), закладка сценариев руководителя. Первоначальные
представления о рынке корректируются (реализация бизнес-идеи значительно расходится
с планом), наряду с рыночными просчетами выявляются новые возможности. Фирма
начинает расширяться, производится наем персонала для поддержания успешных технологий
и закрытия основных "дыр".
"Семейная" структура (обычно 5-35 чел. численности)
характеризуется относительно четким распределением обязанностей персонала (но
не всегда единоначалием), отсутствием среднего звена (широкий диапазон решений
принимают партнеры-руководители), преимущественно неформальным уровнем общения.
Здесь формируются групповые интересы структуры, сначала направленные на рост
и развитие предприятия (фактор экономической стабильности), а затем на фиксацию
отработанных технологий и штатной численности (фактор стабильности отношений)
- т.е. сформировавшаяся структура защищает себя от любых перемен. (На прикладном
уровне, например, легко нанять 3-го и 4-го торгового агента, но почти невозможно
нанять 7-го - кандидаты не приживаются в сложившемся коллективе). Поскольку
развитие предприятия простым расширением уже невозможно (растут затраты, но
не доходы), то переход на новый уровень здесь всегда затруднен. Многие предприниматели
так и "виснут" на этом этапе, утопая в "текучке" и постепенно
проигрывая в эффективности.
Следующий этап предполагает освоение новых для предпринимателей
способов управления, качественно иную работу с рынком, системный подход к кадрам.
Здесь предприятия теряют свою изначальную похожесть и приобретают сугубо индивидуальные
черты - т.е. говорить о типичных холдинге, концерне или производственно-торговой
фирме не приходится. Выжить и развиваться на рынке позволяет "ноу хау"
- собственные конкурентные преимущества, уникальные решения, которые нельзя
просто скопировать у соседа или взять из книги, все надо нарабатывать самим.
Какая-либо классификация возможна по самым общим признакам: обороту, типу собственности,
численности персонала, и т.д. Переход из одной "типовой" формы в другую
представляет собой проблему полной или частичной реорганизации основных систем
предприятия.
В свете сказанного, задачи предприятия на разных
этапах развития можно описать следующим образом (таб.1):
Таблица 1. Задачи предприятия на разных этапах его развития.
|
Комплексные (●) и частные (►) задачи предприятия
|
Начало
|
·
Доработка бизнес-идеи.
-
Коррекция сбытовой технологии.
-
Переопределение идеи.
|
"Семейная" структура
ранний этап
|
·
Структуризация фирмы, разделение
обязанностей партнеров и персонала.
-
Внедрение принципа единоначалия.
·
Формулировка среднесрочных
целей деятельности, разработка среднесрочных стратегий.
·
Оптимизация сбытовых технологий.
-
Обучение нанятого персонала продаже продукта фирмы.
·
Позиционирование предприятия
на рынке, создание собственной марки, имиджевого комплекса.
|
"Семейная" структура
поздний этап
|
·
Разработка долгосрочных
целей и стратегий.
-
Достижение учредителями договоренности о порядке распределения
и реинвестирования прибыли, принятия стратегических решений, порядке оперативного
управления фирмой.
-
Организованный сбор и анализ рыночной информации.
·
Создание среднего звена.
-
Делегирование полномочий.
-
Высвобождение времени руководства для стратегических
решений.
-
Повышение квалификации среднего менеджмента через внутрифирменное
и внешнее обучение.
·
Оптимизация организационной
структуры.
-
Разработка системы стимулирования и мотивации, кадровой
политики.
-
Разработка автоматизированной системы управления (АСУ)
-
Постановка управленческого учета.
-
Постановка планирования.
-
Создание службы маркетинга на предприятии.
·
Освоение новых сбытовых
и маркетинговых технологий.
-
Разработка моделей совместного использования конкурентных
каналов распределения (опт, розница, торговые агенты, дилеры).
-
Привлечение дилеров.
-
Постановка системы прямых продаж.
-
Структуризация рекламной деятельности под управлением
службы маркетинга.
·
Создание, развитие, диверсификация
марок товаров / услуг.
·
Привлечение кредитов.
|
Зрелая фирма
|
·
Переход от адаптации к рынку
к целенаправленному изменению рынка.
·
Разработка долгосрочных
целей и стратегий.
-
Достижение учредителями новых договоренностей о порядке
финансирования и управления предприятием.
-
Разработка стратегий и концепции развития новых бизнесов.
-
Приобретение (расширение) производственной базы.
-
Построение собственной сбытовой (филиальной) сети.
·
Создание управленческой
команды.
·
Совершенствование организационной
структуры по мере развития новых бизнесов.
·
Привлечение инвестиций.
·
Оказание помощи постоянным
партнерам и контрагентам в области маркетинга (совершенствования сбытовых
технологий, управления качеством, и т.п.).
|
На практике переход предприятия на очередной этап развития
сопровождается шлейфом нерешенных в свое время задач, что сохраняет, например,
в финансово-промышленной группе черты "семейной" структуры и значительно
снижает эффективность бизнеса.
[1] Цитируется по В.А.Ядов "Социологическое исследование:
методология, программа, методы", Самара, Самарский университет, 1995
г.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Проблемы внедрения знания в действия фирм
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Проблемы внедрения знания в действия фирм
Проблемное поле, задачи, методы и алгоритмы стратегического управления инновационной деятельностью крупных (глобальных) компаний
Проблемы и задачи российских коммерческих предприятий
Проблемы организации и функционирования рынка новшеств (Гольдштейн Г.Я.)
Проблемы проведения стратегических изменений
|