А.И.
Орлов
Менеджмент
Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2003.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Менеджмент – это научно-практическая и учебная дисциплина, посвященная проблемам
управления в организации (на предприятии), на государственном, муниципальном
и международном уровне.
В России XXI в. менеджмент преподается не только в
вузах. От школ и техникумов до систем повышения квалификации и присвоения академической
степени «Мастер делового администрирования» (МВА) – вот диапазон менеджмента
как учебной дисциплины. Естественно, издано немало учебников и учебных пособий.
Зачем нужна еще одна книга?
Часть учебной литературы по менеджменту является переводной и не отражает
российской специфики. Часть отстала от современных научных разработок и недостаточно
опирается на практический опыт управления.
С начала 1970-х годов автор этой книги ведет научную работу в области управления,
менеджмента и экономики. Одновременно приходится заниматься практической управленческой
работой. В 1970-77 гг. автор этой книги был директором Вечерней математической
школы при Московском математическом обществе. Институт высоких статистических
технологий и эконометрики был создан автором этих строк двадцать пять лет назад,
в 1978 г. С тех пор, естественно, менялся состав сотрудников, а иногда и название.
Так, в 1989-1992 г. он именовался Всесоюзным центром статистических методов
и информатики Центрального правления Всесоюзного экономического общества. С
1997 г. Институт базируется в МГТУ им. Н.Э. Баумана. В настоящем учебнике использован
опыт двадцатипятилетнего руководства Институтом, а также некоторые из работ,
выполненных нашим коллективом. С 1993 г. автор – профессор, преподавал менеджмент
и экономические дисциплины в диапазоне от школы до программ подготовки МВА,
в которых участвовали первые руководители организаций и предприятий..
Опыт научной и практической управленческой работы является конкурентным преимуществом
автора и его учебника перед другими сочинениями по менеджменту.
Предыстория учебника. В 2000 г. издательство «Знание» выпустило учебное
пособие «Менеджмент» (тираж 15000 экз.). В нем автором этих строк были написаны
5 глав (из 13), а именно, «Основные функции менеджмента», «Стратегический менеджмент»,
«Маркетинг», «Инновационный менеджмент», «Принятие управленческих решений».
Эти главы были помещены на наш сайт под названием «Учебник по менеджменту».
В Интернете эта часть сайта пользовалась большим успехом. Ее постоянно запрашивали,
переносили на иные сайты, помещали на компакт-диски (CD-ROM) среди лучших, по мнению составителей,
книг.
В чем причина столь явно выраженной популярности? Ведь учебников менеджмента
имеется весьма много. Как представляется, можно назвать несколько причин:
1. Изложение опирается на литературную традицию, но при этом постоянно
используется отечественные сюжеты и собственный опыт управленческой деятельности.
2. Рассматриваются не только классические результаты, но и научные достижения
(и проблемы) последних лет.
3. Языку изложения уделяется большое внимание, он близок к научно-популярному
(используется опыт работы автора в журнале «Пионер» в 1970-е годы).
За последние годы в Институте высоких статистических технологий и эконометрики
получен ряд новых результатов по менеджменту как научной и учебной дисциплине.
Сказанное объясняет, почему возникло желание издать получивший популярность
материал, существенно его расширив и переработав с учетом вновь полученных результатов.
Это предложение было поддержано издательством, результат – перед вами.
Учебник «Менеджмент» предназначен прежде всего для студентов вузов
различных специальностей (технических, управленческих, экономических и других),
изучающих одноименную учебную дисциплину. Он будет полезен и другим категориям
читателей – от учащихся старших классов школ до слушателей различных структур
послевузовской подготовки, преподавателей и научных работников, инженеров, менеджеров
и экономистов, повышающих свою квалификацию самостоятельно. В нем можно найти
как изложение основ, так и информацию о последних научных достижениях – естественно,
на доступном уровне.
Структура учебника. Учебник состоит из трех частей. Первая посвящена
общему представлению о менеджменте. Начинаем с основных понятий, затем кратко
рассматриваем историю и современное состояние менеджмента, знакомимся с его
функциями, основами теории управления, проблемами стратегического менеджмента
(в сравнении с оперативным), классификацией организационных структур и механизмов
управления.
Во второй части читатель знакомится с основными конкретными направлениями
менеджмента, такими, как маркетинг, инновационный менеджмент, инвестиционный
менеджмент, управление рисками, социально-экологический менеджмент и др.
При решении практических задач менеджмента приходится использовать разнообразные
интеллектуальные инструменты – методы принятия управленческих решений, оптимизации,
эконометрического анализа данных, сбора и обработки экспертных оценок, моделирования,
контроллинга, а также использования информационных систем управления. Им посвящена
третья часть учебника. К ней приходится обращаться и при внимательном чтении
первых двух частей, поскольку в изложении постоянно встречаются ссылки на инструменты
контроллинга.
Включенные в учебник материалы прошли многолетнюю и всестороннюю проверку.
Кроме МГТУ им. Н.Э.Баумана, они использовались при преподавании во многих других
отечественных и зарубежных образовательных структурах. О некоторых из них можно
получить представление из справки «Об авторе этой книги» в конце учебника.
К каждой главе учебника прилагаются список литературы, контрольные вопросы
и задачи, примерные темы докладов, рефератов, исследовательских работ.
О роли литературных ссылок в учебнике необходимо сказать подробнее. Прежде
всего, книга представляет собой замкнутый текст, не требующий для своего понимания
ничего, кроме знания стандартных учебных курсов высшей математике и основ экономической
теории. Зачем же нужны ссылки? Дотошный читатель, в частности, при подготовке
рефератов и при желании глубже проникнуть в материал учебника, может обратиться
к приведенным в каждой главе спискам цитированной литературы. Далее, каждая
из глав пособия - это только введение в большую область менеджмента, и вполне
естественным является желание выйти за его пределы. Приведенные литературные
списки могут этому помочь. При этом надо помнить, что за многие десятилетия
накопились большие книжные богатства, и их надо активно использовать.
Автор благодарен своим многочисленным коллегам, слушателям и студентам, прежде
всего различных образовательных структур Московского государственного технического
университета им. Н.Э.Баумана и Академии народного хозяйства при Правительстве
Российской Федерации (программа «Топ-Менеджер»), за полезные обсуждения.
С текущей научной информацией по менеджменту можно познакомиться на
сайте автора orlovs.pp.ru.
Достаточно большой объем информации содержит еженедельная рассылка "Эконометрика",
выпускаемая с июля 2000 г. Автор искренне благодарен редактору этого электронного
издания А.А. Орлову за многолетний энтузиазм по выпуску еженедельника.
В учебнике раскрыто
представление о менеджменте, соответствующее общепринятому в мире. Сделана попытка
довести рассказ до современного уровня научных исследований в этой области.
Конечно, возможны различные точки зрения по тем или иным частным вопросам. Автор
будет благодарен читателям, если они сообщат свои вопросы и замечания по адресу
издательства или непосредственно автору по электронной почте Е-mail: orlov@professor.ru
.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Предисловие
Прикладная статистика: Предисловие
Предисловие
Предисловие
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Предисловие
Предисловие
|