Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Экономическая теория

А.Н. Проклин
Мировая экономика

Таганрог: изд-во ТРТУ, 2001 г.

Предыдущая

7. Международное движение капитала

7.3. Международные монополии

На базе вывоза капитала возникают огромные компании, имеющие предприятия в разных странах, - так называемые международные монополии.

В мировом хозяйстве действуют два вида международных корпораций (рис.14):

1. Транснациональные корпорации (ТНК), национальные по капиталу, но интернациональные по сфере деятельности.

2. Межнациональные корпорации (МНК) – интернациональные и по капиталу, и по сфере деятельности.

Ведущим типом международных монополий являются ТНК. Крупные межнациональные компании всегда были уникальным явлением – и в конце XIX века, и сегодня.

Теоретическая экономика уделяет транснациональным корпорациям много внимания.

Рис.14. Виды международных корпораций

Первоначально ТНК изучались в рамках теории фирмы, затем стали -разрабатываться их самостоятельные концепции.

Ч.П.Киндлебергер соединил теорию роста фирмы с теорией монополистической конкуренции и на этой базе обосновал выход компании за национальные границы: нормально развивающаяся фирма должна постоянно расти, используя свои монополистические преимущества.

Р. Вернон в своей концепции жизненного цикла продукта объяснял феномен ТНК прежде всего стремлением национальных монополий нанести своим зарубежным конкурентам как бы упреждающий удар.

Дж. Гэлбрейт считает, что генезис ТНК обусловлен технологическими причинами: современная продукция более сложна, чем в XIX веке, ее сбыт и обслуживание за рубежом требуют от фирмы создания товаро- и услугопроводящей сети.

.Марксистская концепция сводится к тому, что ТНК – это прежде всего результат наложения процесса капиталистической концентрации и централизации на процесс интернационализации производства.

Последняя по времени появления – концепция интернализации. Она опирается на идеи английских экономистов Р.Коуза и Н.Калдора о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями действует особый внутренний рынок (internal), регулируемый руководителями корпорации и ее филиалов. Создатели этой концепции – Л. Бакли, М. Кассон, Дж. Мак-Манус, А. Рагмен, Дж.Даннинг и другие – считают, что значительная часть формально международных операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов, называемых ТНК.

В 1901 году всего 18 корпораций США имели за рубежом дочерние предприятия (их было 47); накануне первой мировой войны – соответственно 39 и 116. В начале 80-х годов центр ООН по ТНК относил к транснациональным корпорациям 10 тысяч компаний со 100 тысячами филиалов. В 1992 году в мире насчитывалось 40 тысяч ТНК, которые имели 270 тысяч зарубежных филиалов.

В соответствии с философией единого мирового рынка, сейчас ТНК рассматривают в качестве главной цели своей деятельности не «максимизацию прибыли», а «максимизацию рынка». В результате формулируется глобальная сеть производства и сбыта, когда эти корпорации уже не довольствуются созданием производства с законченным циклом в отдельных странах, а стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве какого-либо компонента, узла для сбора конечной продукции там, где это выгоднее всего.  Таким образом проявляется глобальная мобильность производственных факторов и предприятий, которые перемещаются в направлении тех стран, где уровень прибыльности выше, а условия деятельности наиболее благоприятны.

Предыдущая

Похожие материалы:
Международные каналы и проливы, их правовой режим
Международные и многонациональные реки (Батычко В.Т., 2011)
Международные и евразийские заявки, имеющие силу заявок, предусмотренных настоящим Кодексом
Международные морские перевозки
Международные полеты воздушных судов - Воздушный кодекс
Международные правила по толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС)



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру