В.Т. Батычко
Международное частное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Лекция 9. Международные перевозки грузов и пассажиров
9.5. Международные морские перевозки
Наиболее сложные правовые вопросы возникают при международных
морских перевозках. Это объясняется как разнообразием самих отношений в
данной области (предметом регулирования), так и различным характером источников
правового регулирования (наряду с нормами конвенций и внутреннего законодательства
широко используются морские обычаи как национальные, так и международные).
Первым правовым актом, определившим международный статус
коносамента, стала Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил
о коносаменте, которая была принята под эгидой Международного морского
комитета в 1924 году. Конвенция называется Гаагские правила, которые вступили в
силу 2 июня 1931 года.
В 1968 году к Конвенции был принят дополнительный протокол,
именуемый Правилами Висби, которые вступили в силу 6 декабря 1978
года.
В рамках ЮНСИТРАЛ была разработана новая конвенция, принятая
в 1978 году в Гамбурге и получившая название Конвенция ООН о морской перевозке
грузов, известная как Гамбургские правила и вступившая в силу в
ноябре 1992 года.
Ввиду того что между государствами нет единства в отношении
применения всех вышеперечисленных конвенций, они действуют не исключая друг
друга.
В соответствии с Гаагскими правилами 1924 года перед рейсом перевозчик обязан
проявить разумную заботливость о том, чтобы:
-
привести судно в
мореходное состояние;
-
надлежащим
образом укомплектовать людьми, снарядить и снабдить судно;
-
приспособить и
привести в состояние, пригодное для приема, перевозки и сохранения грузов,
трюмы, рефрижераторные и холодильные помещения и все другие части судов, в
которых перевозятся грузы.
Получив грузы и приняв их в свое ведение, перевозчик, капитан
или агент перевозчика должен по требованию отправителя выдать отправителю
транспортный документ, называемый коносаментом. Этот документ выполняет три
функции:
-
служит распиской
в принятии груза к перевозке;
-
является
товарораспорядительным документом;
-
опосредует
заключение договора перевозки в линейном морском судоходстве.
Положения Гаагских правил охватывают три группы вопросов,
которые являются решающими при морских перевозках грузов:
-
порядок
составления коносаментов и их реквизиты;
-
ответственность
морского перевозчика за понесенные грузовладельцем убытки;
-
порядок
предъявления требований к морскому перевозчику. Гаагские правила устанавливают
ответственность за потери или убытки грузов, следовательно, они охватывают
практически все варианты ответственности морского перевозчика перед
грузовладельцем. Положения об ответственности носят императивный характер и
всякое отступление от них не должно иметь юридической силы. Ответственность
перевозчика формулируется в виде перечня оснований, освобождающих его от
ответственности. Этот перечень охватывает 17 оснований. Ни перевозчик, ни судно
не отвечают за потери или убытки, возникшие вследствие или явившиеся
результатом:
-
действий, небрежности
или упущения капитана, члена экипажа, лоцмана или служащих перевозчика в
судовождении или управлении судном;
-
пожара, если
только он не возник вследствие действий или вины перевозчика;
-
рисков,
опасностей или случайностей на море или в других судоходных водах;
-
непреодолимой
силы;
-
военных действий;
-
действий
антиобщественных элементов;
-
ареста или
задержания властями, правителями или народом либо наложения судебного ареста и
др.
В отношении порядка предъявления требований к перевозчику
Гаагскими правилами установлен следующий порядок:
-
заявление об
убытках должно быть сделано перевозчику в письменной форме во время выдачи
груза; в противном случае считается, что груз доставлен в соответствии с
описанием в коносаменте;
-
когда убытки не
могут быть распознаны сразу, заявление может быть сделано в течение трех дней с
момента выдачи груза;
-
срок исковой
давности по требованиям к перевозчику об убытках составляет один год после
доставки груза.
Гаагские правила не содержат каких-либо норм о юрисдикции и
арбитраже. Этот вопрос регулируется обычными нормами, сложившимися в торговом
мореплавании. В силу сложившейся практики спор обычно рассматривается в месте,
где находится основное коммерческое предприятие перевозчика. Если в коносамент
включается арбитражная оговорка, она также признается действительной, но
исключает возможность передачи спора в государственный суд.
Правила Висби расширили сферу действия Брюссельской конвенции 1924 года,
применяя последнюю к любому коносаменту:
-
если он выдан в
одном из государств-участников;
-
перевозка
осуществляется из порта, находящегося в одном из государств-участников;
-
при наличии в
коносаменте ссылки на подчинение его Гаагским правилам.
Предел ответственности в редакции Правил Висби составляет 10 тыс. франков Пуанкаре
за место или единицу груза либо 30 франков Пуанкаре за 1 кг веса брутто
утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше.
Этот предел ответственности применяется, если стоимость груза не была оговорена
отправителем в коносаменте.
Гамбургские правила 1978 года имеют более широкую сферу действия. Они
охватывают перевозки животных, грузов на палубе и опасных грузов. В них
включено дополнительно 13 обязательных реквизитов коносамента. Все положения
правил носят императивный характер.
Предел ответственности морского перевозчика по Гамбургским правилам установлен
двояко. Для государств - членов МВФ он выражается в СДР (XDR - специальные права заимствования).
Предел ответственности составляет 835 СДР за место или единицу груза либо 2,5
СДР за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза. Срок исковой
давности по требованиям к перевозчику также повышен по сравнению с Гаагскими
правилами и составляет два года.
В отличие от Гаагских правил Гамбургские содержат нормы и
о юрисдикции, и об арбитраже. Истец по своему выбору может предъявить иск в
суде по месту:
-
основного
коммерческого предприятия ответчика;
-
заключения
договора перевозки при условии, что ответчик имеет там коммерческое предприятие
или агентство, при посредничестве которого был заключен договор;
-
порта погрузки
или порта выгрузки;
-
в любом месте,
указанном в договоре морской перевозки.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Международные монополии
Международные каналы и проливы, их правовой режим (Батычко В.Т., 2011)
Международные и многонациональные реки
Международные полеты воздушных судов
Международные правила по толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) (Батычко В.Т., 2011)
Международные расчеты и кредитные отношения
|