В.Т. Батычко
Теория государства и права в вопросах и ответах Таганрог: ТРТУ, 2005.
1. Теория государства
1.22. Представительные законодательные органы государства
Название парламента - государственного органа,
которому принадлежит законодательная власть, - происходит от фр. parle
-. говорить. В различных странах высший законодательный орган, то есть орган,
которому принадлежит право издания законов, имеет свое название. В CIlIA -
Конгресс, состоящий из двух палат - Сената (верхняя палата) и палаты
представителей (нижняя палата); в Швеции - однопалатный Риксдаг; в ФРГ -
двухпалатный Бундестаг (нижняя палата называется также Бундестаг, а верхняя Бундесрат);
в России - Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации (верхняя палата)
и Государственной Думы (нижняя палата).
Оксфордский словарь английского языка так определяет
законодательный орган: «Группа лиц, наделенных полномочиями разрабатывать законы
страны или штата». Однако это не полное определение, поскольку парламент
выполняет и другие функции.
Возникновение современных парламентов на Западе
происходило в период феодальной раздробленности, и было связано с
необходимостью поиска источников новых денежных поступлений в королевскую
казну. Так как сам король был не в состоянии заставить своих подданных оплатить
налоги, он прибегает к созыву широких представительных собраний дворянства и
духовенства, чтобы с их помощью утвердить новые налоги. Впоследствии парламенты
стали не только разрешать введение новых налогов, но и контролировать
расходование средств.
Традиционно родиной парламентаризма считают Англию,
где парламент возник в 1265 г., однако сословно-представительные учреждения
появились несколько раньше в других странах, например в Испании. Там в период
освободительной борьбы с маврами в королевстве Леон в 1188 г. возникают особые
представительные учреждения - кортесы, созываемые по указу короля Альфонса IX.
В их составе было четыре, сословия: феодальная знать, дворяне, духовенство и
представители городов. Причем кортесы обладали более широкими полномочиями, чем
аналогичные органы в других странах Запада (во Франции - Генеральные штаты, в
Англии - Парламент). Они не только решали финансовые и законодательные вопросы,
но могли устанавливать бюджет королевского двора и даже влиять на
престолонаследие. Король должен быт давать присягу кортесам в том, что он будет
уважать обычаи страны.
Естественно, что современные парламенты существенно
отличаются от своих средневековых «родителей». Парламент выполняет в обществе
несколько функций, прежде всего представительную. Парламент представляет
интересы различных групп населения и функционирует как «глаза, уши и голос»
народа. Через своих представителей (парламентариев), которых народ избирает на
выборах, общество уполномочивает их осуществлять государственную власть на
благо общества. Таким образом, в механизме государства парламент обладает верховенством.
Как замечал Дж. Локк: «Законодательная власть по необходимости
должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или
частей общества проистекают из нее и подчинены ей».
Кроме того, парламент обладает законодательной
властью, то есть правом обсуждать и принимать законы. Через законы парламент
определяет перспективы развития общества.
Наряду с этим законодательный орган осуществляет надзор
и контроль за правительством, включая и решение о его отставке. Эта функция
наиболее характерна для законодательных органов в парламентских формах правления.
Законодательные органы разрабатывают также финансовую
политику, которая реализуется в ежегодном принятии парламентом бюджета
страны, дают политическую оценку действиям должностных лиц и могут
привлечь их к политической ответственности, то есть выразить им недоверие.
Современный парламент, как правило, имеет однопалатную или двухпалатную
структуру. Однако встречаются парламенты и с большим количеством палат.
Например, парламент ЮАР имел трёхпалатную структуру (по расовому принципу) а
парламент Югославии – шестипалатную (по профессиональному принципу). Но это
исключение из правил. Такие парламенты показали свою нежизнеспособность,
уступив место «классическим» однопалатным и двухпалатным.
Однопалатные (монокамеральные) парламенты обычно существуют в небольших по территории и
населению унитарных государствах, например Швеции, Латвии, Литве, Эстонии,
Венгрии, Болгарии, Греции, Словакии, Португалии и др. странах.
Двухпалатные (бикамеральные) парламенты существуют, как правило, в крупных федеративных
государствах. В таких парламентах одна палата, часто именуемая «нижней», избирается
всем народом напрямую и представляет интересы народа в целом; а вторая – «верхняя»
- представляет интересы регионов, субъектов федерации и формируются ими.
Среди крупных федеративных государств двухпалатную структуру парламента
имею США, Россия, Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика.
В настоящее время наметилась тенденция повсеместного распространения
двухпалатных парламентов, в том числе в унитарных государствах (больших и
малых).
Помимо указанных крупных федераций двухпалатная структура парламента
характерна для Великобритании, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Голландии,
Японии, Швейцарии, Польши, Чехии, Беларуси, Казахстана, Румынии и многих других
стран.
Фактически большинство высокоразвитых государств имеет именно
двухпалатный парламент, имеющий преимущества перед однопалатным. Главные из них
в том, что деятельность парламента становиться более организованной и
профессиональной, а жизнь общества и государства – более стабильной.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Представитель гражданского
ответчика
Представители, назначаемые судом - Гражданский процессуальный кодекс
Представители работодателей
Представительства и филиалы
Представительство - ст.182 ГК РФ
Представление
недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации
|