МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
I. ЭКОНОМИКА
4. Блага, потребности, ресурсы. Внешние эффекты и общественные блага
Конечной целью функционирования любой экономической системы является
удовлетворение потребностей общества и индивидов. С расходованием ресурсов
для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития.
Решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических
аксиомах:
– потребности общества безграничны;
– ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг,
ограничены или редки.
Отмеченное противоречие разрешается путем выбора.
Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности,
развития личности и общества в целом.
Потребности разделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды
человека (одежда, питание, жилье), и вторичные, к которым относится все остальное.
К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с товарами удовлетворяют
наши потребности. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются
благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном
количестве (например, воздух), другие – в ограниченном. Последние называются
экономическими благами.
Под экономическими ресурсами (факторами производства) понимаются все
природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться
для производства товаров и услуг, т.е. благ. Материальные ресурсы: земля – все
естественные ресурсы; капитал – все произведенные средства, используемые в производстве
товаров и услуг, доставка их конечному потребителю. Людские ресурсы: труд –
все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве благ;
предпринимательские способности – особый вид человеческих ресурсов, заключающийся
в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.
В результате безграничности потребностей и ограниченности ресурсов, обществу
приходится решать, какие товары производить, а от каких в определенных условиях
придется отказаться. Проблема эффективности – основная проблема экономической
теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных
ресурсов, с тем, чтобы достичь максимально возможного удовлетворения безграничных
потребностей общества. В каждый данный момент времени количество любых ресурсов
представляет собой фиксированную величину. Применение практически всех, в особенности
первичных ресурсов (труда, земли, капитала), в какой-либо одной отрасли исключает
возможность их применения в какой-либо другой.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Битумщик
Биржевой маклер (Квалификационный справочник)
Биномиальное распределение
Бланшировщик
Блокирование транспортных
коммуникаций - КоАП
Блокировщик стеклоизделий
|