МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА
15. Управление человеком и управление группой
Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними.
Он не только исполнитель роли в организации, но и член
группы, в рамках которой он действует.
При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. А поведение человека,
его действия вносят определенный
вклад в жизнь группы.
Характерными особенностями группы
являются следующие. Во-первых, члены группы идентифицируют себя и свои действия
с группой
в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы.
Во-вторых,
взаимодействие
между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного
разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В-третьих, в группе наряду с формальным
распределением ролей, если таковое
существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой.
Эти
и другие роли группового поведения люди выполняют в соответствии с их способностями и внутренним
призванием. Поэтому в хорошо функционирующих
группах обычно создаются возможности для того, чтобы человек мог вести себя
в соответствии со своими способностями к групповым действиям и органично присущей
ему определенной ролью члена группы.
Существует два типа групп: формальные и неформальные.
Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние
на членов организации.
Формальные группы
обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они
имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру
ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за
ними функции и задачи.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями,
а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами,
одинаковыми увлечениями, привычками и т.п.
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных
им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном
русском языке под руководством,
с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий
состав), либо процесс, т. е.
обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией.
Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером
в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа.
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия
(в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном
для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на
побуждение людей к достижению общих
целей.
Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских
отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи, в наименее благоприятных
условиях.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Управление финансовыми рисками
Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Управление финансами на предприятии
Управление транспортным средством с нарушением
правил установки на нем государственных регистрационных знаков
Управление эффективностью разработки
Управленческий учет (Федосова Т.В.)
Управленческий цикл
|