МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
9. Понятие предприятия. Классификация, внешняя и внутренняя среда
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой
(предприятием) понимается экономический субъект, который занимается производственной
деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии
решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по
какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы
для производства определенных экономических благ с целью максимизации
прибыли.
Существуют две основные формы организации экономической деятельности:
стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание
иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности
между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется
через рынок, а во втором - путем объединения (кооперации) индивидуальных действий
на основе инструкций и распоряжений
предпринимателя.
В отличие от естественным образом сложившегося рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом
принципе организации экономический деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию.
В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает
диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается
на административных формах управления. "Фирма,
таким образом,-писал Р. Коуз, – есть
система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя".
Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов
между владельцами определенных факторов производства.
В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов:
1. Классический.
2. Неоклассический.
3. Отношенческий, или имплицитный.
Классический контракт – это двусторонний контракт, основанный на существующих
юридических правилах, четко фиксирующий условия
сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения
этих условий.
Неоклассический контракт
– это долгосрочный контракт
в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия
заключаемой сделки.
Отношенческий, или имплицитный контракт – это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором
неформальные условия преобладают над формальными.
В современной неоинституциональной
теории под фирмой (предприятием) понимается коалиция владельцев факторов производства,
связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация
трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами
определенных ресурсов.
Развивая идеи американского
юриста Я. Макнейла, О. Уильямсон разделил
все ресурсы на три группы: общие, специфические и интерспецифические.
Общие ресурсы – это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения
в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.
Специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше,
чем вне ее.
Интерспецифические ресурсы – взаимодополняемые,
взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в
данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или
в рамках другой организации.
Основными формами деловых предприятий
являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы
и неприбыльные организации,
партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее распространенными из них являются
частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации.
Частнопредпринимательская фирма – это
фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет
ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность
по всем ее обязательствам.
Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих
и управляющих предприятием.
Корпорация – общество, основанное на паях.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Понятие предприятия, цели и направления деятельности
Понятие предприятия, цели и направления деятельности (Фролова Т.А., 2009)
Понятие предпринимательских отношений
Понятие представительства в суде
Понятие преступлений против военной службы - ст.331 УК РФ
Понятие преступления
|