Т.А.Фролова
Экономика предприятия: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2005
Тема 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей
экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция,
оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный
хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет
работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему
учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие
счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).
По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие),
существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.
Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия
подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:
¨
используемые ресурсы,
¨
отраслевая принадлежность,
¨
местоположение,
¨
размер предприятия,
¨
форма собственности,
¨
организационно-правовая форма.
В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся
на:
§
использующие в основном трудовые ресурсы
(трудоемкие),
§
интенсивно использующие средства производства
(фондоемкие),
§
интенсивно использующие материалы
(материалоемкие).
Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда
в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют
высокую степень разделения труда. Разделение труда имеет позитивные и негативные
последствия (см. табл.1.1).
Таблица 1.1
ПРЕИМУЩЕСТВА
|
НЕДОСТАТКИ
|
Использование способностей сотрудников. Лучшее
использование машин. Использование преимуществ местоположения предприятия.
Повышение мастерства.
Рост производительности труда. Увеличение дохода.
|
Монотонная деятельность. Отчужденность и потеря смысла.
Заболевания из-за односторонней загрузки.
Невысокая гибкость из-за узкой специализации. Отсутствие
интереса к результатам совместной деятельности.
|
Негативные последствия специализации и разделения труда привели к
появлению концепций гуманизации труда, ограничения разделения труда, обогащения
содержания трудовой деятельности, работы в группах.
Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств
производства. Значительная часть издержек производства представляет собой
амортизационные отчисления. Технический прогресс ведет к специализации,
механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену
ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования
вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой
степени механизации и автоматизации средств производства производственный
процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и
предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективному использования
средств производства.
Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим
предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и
экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.
В соответствии с отраслевой
принадлежностью ПП подразделяются на:
1)
промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и
переработку полезных ископаемых, и производство товаров;
2)
торговые предприятия, которые сами не производят
товары, но выполняют дистрибьюторские функции;
3)
банки, которые собирают финансовые средства и
предоставляют кредиты;
4)
транспортные предприятия, которые занимаются
перевозками с использованием различных транспортных средств;
5)
страховые организации, которые осуществляют страхование
от различных видов рисков;
6)
предприятия в сфере услуг, например, гостиницы,
консалтинговые фирмы и другие.
Наиболее удобным местоположением является такое, когда обеспечивается
максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных
условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности
предприятия.
Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих
критериев:
¨
Ориентация
на материалы - с целью снижения транспортных расходов на материалы, это
особенно важно для материалоемких предприятий.
¨
Ориентация
на трудовые ресурсы - учитываются два обстоятельства: количество
трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы.
¨
Ориентация
на продажу товаров и налоги - в случаях, когда в разных регионах
действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой
политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны.
¨
Ориентация
на транспортные средства - выбор такого места расположения, которое
обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги.
Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов (портов, аэропортов,
автомагистралей).
¨
Ориентация
на источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий.
Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря
более широкому использованию электроэнергии.
¨
Ориентация
на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает
невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из
соображений экологической безопасности.
¨
Ориентация
на потребителя особенно важна для торговых предприятий.
¨
Ориентация
на особенности местности играет существенную роль для транспортных
предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата.
¨
Ориентация
на зарубежных партнеров - в случаях, когда предприятие непосредственно
связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.
Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости
от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного
капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование
исходных материалов.
Применяемая сегодня в России система организационно-правовых форм
хозяйственной деятельности, введенная в основном Гражданским кодексом РФ,
включает 2 формы предпринимательства без образования юридического лица, 7 видов
коммерческих организаций и 7 видов некоммерческих организаций.
В своей основе она довольно близка к системам, действующим во многих
европейских и прочих странах (Франция, Германия, Испания и др., в меньшей
степени — Великобритания, США, Япония).
Рис.
1.1. Организационно-правовые формы предпринимательства в России
Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является
получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям
производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой
удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и
владельцев средств производства.
На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются
общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами
капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать
следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во
времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.
Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с
многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые
следует отнести к главным:
1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);
2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и
опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных,
управленческих и других новшеств в производство);
3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение
работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных
спросу на рынке);
4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и
стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);
5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья,
материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой,
оборудованием, тарой, и т.д.);
6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования,
ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ
хозяйственной деятельности и т.п.);
7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и
потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание,
обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);
8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий
труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры
предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые,
лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Понятие предприятия, цели и направления деятельности
Понятие предпринимательских отношений (Батычко В.Т., 2011)
Понятие правосудия и его признаки
Понятие предприятия. Классификация, внешняя и внутренняя среда
Понятие представительства в суде (Батычко В.Т., 2008)
Понятие преступлений против военной службы
|