Т.А. Фролова
Экономика предприятия
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Тема 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности
В условиях
рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики,
поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция,
оказываются необходимые услуги.
Предприятие
– это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий
субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы
промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Предприятие
обычно является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и
отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета,
печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).
Наиболее
существенны следующие факторы классификации предприятий:
-
цель и характер деятельности,
-
используемые ресурсы,
-
отраслевая принадлежность,
-
местоположение,
-
размер предприятия,
-
форма собственности,
-
организационно-правовая форма.
По цели и
характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские
(коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие),
существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.
В соответствии
с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:
-
использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),
-
интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),
-
интенсивно использующие материалы (материалоемкие).
Для трудоемких
предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных
издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень
разделения труда. Разделение труда имеет позитивные и негативные последствия
(см. табл.1).
Негативные
последствия специализации и разделения труда привели к появлению концепций
гуманизации труда, ограничения разделения труда, обогащения содержания трудовой
деятельности, работы в группах.
Фондоемкие
предприятия имеют особенно большое количество средств производства.
Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные
отчисления.
Таблица
1
Преимущества
|
Недостатки
|
Использование способностей сотрудников. Лучшее
использование машин. Использование преимуществ местоположения предприятия.
Повышение мастерства.
Рост производительности труда. Увеличение дохода.
|
Монотонная деятельность. Отчужденность и потеря смысла.
Заболевания из-за односторонней загрузки.
Невысокая гибкость из-за узкой специализации. Отсутствие
интереса к результатам совместной деятельности.
|
Технический
прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства.
Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет
место в случае использования вычислительной техники, для управления
производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации
средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким,
возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему
наиболее эффективного использования средств производства.
Материалоемкие
предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится
решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы,
связанные с утилизацией отходов производства.
В
соответствии с отраслевой принадлежностью ПП подразделяются на:
1)
промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку
полезных ископаемых, и производство товаров;
2)
строительные предприятия;
3)
торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют
дистрибьюторские функции;
4)
банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;
5)
транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с
использованием различных транспортных средств;
6)
страховые организации, которые осуществляют страхование от различных
видов рисков;
7)
предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и
другие.
Наиболее
удобным местоположением является такое, когда обеспечивается максимально
возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При
этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.
Выбор места
расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:
-
Ориентация на материалы - с целью снижения транспортных расходов
на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий.
-
Ориентация на трудовые ресурсы - учитываются два обстоятельства: количество
трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы.
-
Ориентация на продажу товаров и налоги - в случаях, когда в
разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой
поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия
наиболее выгодны.
-
Ориентация на транспортные средства - выбор такого места
расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные
гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи
транспортных узлов (портов, аэропортов, автомагистралей).
-
Ориентация на источники энергии, что особенно важно для
энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение,
как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии.
-
Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее
значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в
определенных регионах из соображений экологической безопасности.
-
Ориентация на потребителя особенно важна для торговых
предприятий.
-
Ориентация на особенности местности играет существенную роль для
транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и
климата.
-
Ориентация на зарубежных партнеров - в случаях, когда предприятие
непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.
Предприятия
могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих
факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала,
количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных
материалов.
Главной целью
(миссией) создания и функционирования предприятия является получение
максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой
продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой
удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и
владельцев средств производства.
На основе
общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели,
которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри
предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть
конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно
поддерживаемыми.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Понятие предпринимательских отношений
Понятие правосудия и его признаки (Батычко В.Т., 2009)
Понятие правосознания и его структура
Понятие предприятия, цели и направления деятельности
Понятие предприятия. Классификация, внешняя и внутренняя среда (Ланкин В.Е. и др.)
Понятие представительства в суде
|