Г.Я. Гольдштейн
Стратегический инновационный менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,
2004.
3. Инновационная деятельность в
промышленности и основные задачи изучения инновационного менеджмента
3.2.
Основные задачи изучения инновационного менеджмента
Решение управленческих проблем требует сосредоточения внимания
на мелочах, деталях, характеризующих эти проблемы, и инструментах их решения.
Сконцентрировав внимание отдельных руководителей на ограниченном круге узких
проблем, трудно объединить их работу всеобъемлющим планом. Это привело к формированию
концепции стратегического менеджмента. Однако сфера НИОКР при всех многих
и разносторонних связях с другими сферами деятельности фирмы, как правило,
относительно обособлена в организации. Это связано с неопределенностью процесса
НИОКР, спецификой деятельности в НИОКР, потребностью в новых идеях. НИОКР
определяет будущее развитие корпорации, предполагает изменения, подчас значительные,
в производстве, маркетинге, управлении фирмы и это, естественно, вызывает
определенную консервативную оппозицию внутри фирмы.
Существует определенный "управленческий разрыв" в
понимании, позиции, мотивации руководителей НИОКР и других руководителей фирмы
[3]. Поэтому для менеджеров всех уровней важно понимание роли и методов НИОКР,
особенностей управления этой сферой деятельности. В частности, это проблемы:
– маркетингового подхода к НИОКР;
– стратегии НИОКР как части общей стратегии фирмы;
– отбора и оценки проектов;
– финансового управления НИОКР;
– планирования и управления программами НИОКР;
– организации и выполнения НИОКР;
– научно-технической подготовки производства новых изделий;
– роли НИОКР в обеспечении качества и надежности изделий.
Примерная структуризация проблем НИОКР и освоения производства
новых изделий дана на рис. 3.2.
НИОКР могут рассматриваться не только как одна из сфер деятельности
фирмы, но и как самостоятельный вид бизнеса. С этой целью создаются инновационные
фирмы, осуществляющие по заказам различных экономических субъектов (в том
числе и государства) НИР и ОКР, а также продающие на рынке свои разработки
соответствующим потребителям. В России к ним относятся многочисленные НИИ,
ОКБ, научные подразделения вузов и т. д.
На рис. 3.3 приведен "финансовый профиль" проекта
создания, освоения и производства нового изделия (жизненные циклы изделия
и товара) в рамках многопродуктовой корпорации [4].
Для инновационной фирмы товаром будет являться документация
на изделие, лицензия на ее производство и сбыт, ноу-хау. Финансирование НИОКР
может осуществляться за счет кредитов, собственной прибыли, а также по договорам
с заказчиками.
Дисциплина "Инновационный менеджмент" должна дать
необходимые сведения для управления процессами НИОКР, реализуемыми в рамках
многопродуктовой корпорации, а также инновационными фирмами. При этом менеджмент
сферы НИОКР должен строиться на той посылке, что единственным оправданием
существования этой сферы является наличие положительного финансового результата.
В этой связи в инновационном менеджменте надо исходить из того, что:
– научно-технические инновации – решающее условие выживания
и роста большинства фирм и они должны соответствующим образом планироваться
и управляться;
– ресурсы, выделенные на НИОКР оправданы лишь в той мере, в какой они
приводят к достижению целей корпорации;
– требуется анализ выполненных инноваций с целью выявления факторов,
приводящих к успеху;
– сознательное применение концепций стратегического и инновационного
менеджмента повышает качество применяемых решений и обеспечивает повышение
отдачи инвестиций в НИОКР.
Рис. 3.2. Примерная структуризация проблемы создания и освоения
новых товаров
Прежде всего следует получить четкие ответы на вопросы:
– обеспечат ли инвестиции в собственные НИОКР лучший результат,
чем приобретение лицензий на стороне?
– обеспечат ли затраты на НИОКР более высокую отдачу по сравнению с теми
же затратами на производство и маркетинг?
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Основные задачи и этапы ОКР
Основные задачи и этапы ОКР (Ланкин В.Е. и др.)
Основные группы потребителей
Основные задачи, решаемые на этапе подготовки производства
Основные и дополнительные административные
наказания - КоАП
Основные и дополнительные виды наказаний
|