Г.Я.
Гольдштейн
Стратегический инновационный менеджмент:
тенденции, технологии, практика
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблицы оценки факторов успешности НИОКР
(по методу подкомитета IRI по управлению портфелем НИОКР) [59]
Таблица П.16
Факторы технического успеха
16.1. Шкала закреплений для определения позиций в интеллектуальной
собственности -- отражает вероятности получения сильной защищенной патентной или иной
позиции собственности в исследуемой области технологии |
Уровень закрепления, баллы
|
Описание уровня закрепления
|
5
|
Высокая вероятность, что техническая разработка ведет к хорошо защищенной патентной
позиции (или четко идентифицированы производственные секреты), что должно создать эксклюзивную
позицию, связанную с существующими патентами и производственными секретами |
4
|
Хорошая защита вероятна и может привести к господствующей позиции с ограничением угроз,
может усилить защиту конкурентной позиции |
3
|
Имеется возможность защиты некоторых слабых сторон, что может дать конкурентную дифференциацию,
но с трудностями в долгосрочной перспективе |
2
|
Слабые шансы патентной защиты, некоторые стороны могут обеспечить кратковременные преимущества |
1
|
Нет очевидной позиции по интеллектуальной собственности, легко копируемая технология |
16.2. Шкала закрепления для компетенций, искусств -- определение
вероятности того, что технические ресурсы соответствуют требуемому уровню компетенции
для выполнения исследовательского проекта |
Уровень закрепления, баллы
|
Описание уровня закрепления
|
5
|
Мы эксперты и делали (внедряли) это ранее |
4
|
Это хорошая пища для нашей коренной компетенции, но мы не делали ранее подобных проектов |
3
|
Это не ново для нас, но это не наша сегодняшняя компетентность |
2
|
Это ново для нас, но не ново в мире |
1
|
Этого никогда не было |
16.3. Шкала закрепления по технической сложности - оценка влияния
технической сложности проекта на вероятность его успеха |
Уровень закрепления, баллы
|
Описание уровня закрепления
|
5
|
Мультипликация, упрощение и интегрирование элементов, которые для нас рутинны |
4
|
Такие же элементы, с которыми мы регулярно имеем дело |
3
|
Технологические возможности существуют, и мы имеем возможности технологического поиска,
но это для нас непривычно |
2
|
Технологии, возможно, существуют, но мы не имеем механизма их поиска и интеграции |
1
|
Технологии не существуют или не доступны |
16.4. Шкала закрепления доступности и эффективного использования
внешней технологии - определяет эффект пригодности внешней технологии и способности организации
использовать такую технологию, вероятность достичь цели проекта |
Уровень закрепления, баллы
|
Описание уровня закрепления
|
5
|
Мы знаем, где это, как получить и ранее интегрировали внешние технологии |
4
|
Мы знаем, где есть внешние технологии и какие нам пригодны |
3
|
Технологии, возможно, существуют, и мы можем выполнить функцию поиска технологии, но
мы не можем рутинно их интегрировать в нашей программе |
2
|
Технологии, возможно, существуют, но мы не имеем механизма их поиска и использования |
1
|
Технологии не существует или не пригодны |
16.5. Шкала закрепления для производственных возможностей -- оценка
вероятности того, что организация имеет способность производить продукт или внедрить в
процесс эти операции |
Уровень закрепления, баллы
|
Описание уровня закрепления
|
5
|
Производственные технологии известны (мы это делали ранее) |
4
|
Небольшие модификации известных технологий. |
3
|
Процесс базируется на элементах коренных производственных технологий, некоторые существенные
элементы процесса известны другим, но не выполнялись нами |
2
|
Производственный процесс не основывается на коренных технологиях, но на известных другим
(мы никогда ранее этого не делали, но думаем, что знаем, как делать) |
1
|
Производственный процесс неизвестен нам или кому-нибудь (мы не знаем, как это делать) |
Таблица П.17
Факторы коммерческого успеха
17.1. Шкала закрепления по потребителям (рыночные нужды) - оценка
вероятности того, что рынок будет готов к восприятию продукта или имеется сильная нужда
в процессах, которые будут разработаны в проекте |
Уровень закрепления, баллы
|
Описание уровня закрепления
|
5
|
Продукт/процесс немедленно найдет потребителя или будет удовлетворять нужды важнейших
производителей |
4
|
Четко идентифицируются нужды в продукте/процессе |
3
|
Рыночные нужды очевидны |
2
|
Требуется экстенсивное развитие рынка |
1
|
Нет очевидных нужд в этом продукте |
Шкала закрепления для осознания рынка/торговой марки - мера вероятности
того, что продукт будет принят рынком с учетом рыночных сил и /или образа организации
на интересующем фирму рынке |
Уровень закрепления, баллы
|
Описание уровня закрепления
|
5
|
Компания один из лидеров отрасли и имеет имидж лидирующего производителя |
4
|
Компания один из лидеров отрасли и ее марка известна, но не как ведущий производитель
такого продукта |
3
|
Марка/продукт известны, но мы не лидер, нет существенных барьеров для входа в отрасль |
2
|
Нет известности марки/продукта, нет продукта на рынке, но может быть достигнут сильный
имидж/марка |
1
|
Нет известных марки/продукта; фирма неизвестна в отрасли |
17.2. Шкала закрепления для каналов распределения - определяет легкость
доведения разработанного продукта до потребителей |
Уровень закрепления, баллы
|
Описание уровня закрепления
|
5
|
Существующие каналы могут быть использованы |
4
|
Необходима модификация существующих каналов с целью приспособления к новому продукту |
3
|
Требуются новые каналы, существующие каналы могут использоваться как основа |
2
|
Требуются новые каналы, практически невозможно использовать существующую инфраструктуру |
1
|
Требуются новые каналы, неиспользуемые в мире |
17.3. Шкала закрепления для оценки силы потребителей -- для компаний,
производящих субсистемы или промежуточные продукты для других компаний, которые продают
свою продукцию конечному потребителю; определяется, что проект будет успешен по степени
силы потребителей в интересующей сфере бизнеса |
Уровень закрепления, баллы
|
Описание уровня закрепления
|
5
|
Потребитель -- лидер в рыночном сегменте |
4
|
Потребитель имеет главную позицию на рынке продукта |
3
|
Потребитель действует активно в рыночном сегменте для этого продукта, но он не лидер |
2
|
Потребитель -- слабый игрок в рыночном сегменте |
1
|
Этот рыночный сегмент нов для потребителя |
17.4. Шкала закреплений для сырья и ключевых элементов снабжения
- измеряет влияние снабжения и/или доступности ключевых элементов или материалов на вероятность
успеха проекта |
Уровень закрепления, баллы
|
Описание уровня закрепления
|
5
|
Много снабжающих фирм поставляют по доступным ценам и легко обеспечивают снабжение |
4
|
Одиночный, реальный источник для стабильного контакта |
3
|
Текущее производство текущего поставщика известно, но нет согласия на снабжение |
2
|
Поставщик определён, но согласие на производство у него нет |
1
|
Нет известных поставщиков |
17.5. Шкала закрепления по экологическим рискам -- оценки вероятности
того, что аспекты экологии будут влиять на проект |
Уровень закрепления, баллы
|
Описание уровня закрепления
|
5
|
Нет экологических препятствий сейчас и в будущем |
4
|
Известны опасные материалы и экологические риски, ограничения бизнеса и правительственные
ясны, будущие изменения легко оцениваются и они приемлемы |
3
|
Новые опасные материалы и опасности известны, но используются в существующих процессах,
требуется разрешение правительства, потенциальные будущие изменения оцениваются и возможно
будут известны |
2
|
Существенное применение новых вредных материалов, точное их применение и технология
неизвестны, поведение правительства неочевидно, будущие изменения не очевидны и потенциально
существенны |
1
|
Очень вредные материалы, вмешательство правительства может вызвать затруднения; имеются
потенциальные существенные будущие изменения для всей компании |
Таблица П.18
Использование шкал закрепления для конкретного примера НИОКР
18.1. Шкалы закрепления для оценки вероятности технического успеха
Фактор успеха
|
Вес фактора
|
Оценки закрепления*
|
Взвешенный
фактор успеха
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Позиция по интеллектуальной собственности |
0,3
|
|
1
|
1
|
4
|
1
|
0,3x2,3=0,69
|
Компетенции искусства
|
0,5
|
1
|
3
|
2
|
1
|
|
0,5x3,6=1,8
|
Сложность |
0,1
|
|
4
|
3
|
|
|
0,1x3,6=0,36
|
Приспособленность к внешней технологии |
0
|
|
|
|
|
|
0
|
Производственные возможности |
0,1
|
|
7
|
|
|
|
0,1x4=0,4
|
Всего |
1
|
|
|
|
|
|
3,25
|
18.2. Шкалы закрепления для оценки вероятности коммерческого успеха
Фактор успеха
|
Вес фактора
|
Оценки закрепления
|
Взвешенный
фактор успеха
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Нужды потребителей рынка |
0,2
|
|
1
|
1
|
3
|
|
0,2x2,7=0,54
|
Восприятие торговой марки
|
0,2
|
|
|
|
4
|
3
|
0,2x1,6=0,32
|
Каналы распределения |
0,2
|
|
|
|
4
|
3
|
0,6x1,6=0,96
|
Сила покупателей |
0
|
|
|
|
|
|
0
|
Снабжение материалами |
0
|
|
|
|
|
|
0
|
Экологические проблемы |
0
|
|
|
|
|
|
0
|
Всего |
1
|
|
|
|
|
|
1,82
|
* В 3,4,5,6,7 -- число экспертов, выставивших соответствующие оценки.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Таблицы оценки факторов успешности НИОКР
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Систематизированный подход к оценке проектов с высоким уровнем неопределенности (система STAR)
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. Предисловие
Гончар
Гончарук В.А. Развитие предприятия: Построение автоматизированной системы управления (АСУ)
Горновой десульфурации чугуна
|