Г.Я.
Гольдштейн
Стратегический инновационный менеджмент:
тенденции, технологии, практика
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002
4. Анализ инновационной практики глобальных фирм
4.4. Стратегические аспекты патентной активности
Решения относительно патентной активности компаний в связи со стратегией фирм на рынке были
всегда одними из основных для бизнес-менеджеров. Особенно важным это становится в условиях
глобальной конкуренции [30]. Некоторые SBU отказывались от лицензирования
продукции своих исследований ввиду потенциального снижения прибыли и/или снижения барьеров
имитации. Однако сегодня компании используют более гибкую тактику лицензирования. Последнее
особенно важно, когда
– есть нужда в особо ценных данных для организации производства и продаж
продукции;
– барьеры имитации низки;
– имеется много способных конкурентов.
Решения по лицензированию зависят от характера технологии (стабильная она и изменяющаяся),
а также стадии жизненного цикла товара [29]. Угроза устаревания продукции
реальна даже перед выводом товара на рынок. Можно полагать, что фирмы в нестабильном технологическом
окружении будут более активы в лицензировании продуктов/процессов. В работе [30]
исследуются две гипотезы:
Н1. SBU, следующие стратегии дифференциации, будут приобретать лицензии
менее часто, независимо от характера технологии (степени ее стабильности) и
стадии жизненного цикла (рост или зрелость);
Н2. SBU в изменчивом технологическом окружении будут лицензировать более
часто, независимо от стадии жизненного цикла товара, конкурентной стратегии
(фокусирования или дифференциации).
База данных для исследования включала 3336 SBU на национальных и мультинациональных
рынках. Данные относятся к 1992--95 гг., что очень важно, учитывая данные табл.
4.5.
Основные результаты исследования сводятся к следующему. Общий уровень лицензионной
активности SBU в изменчивой технологической обстановке выше, чем в стабильной.
Очевидно фирмы стремятся капитализировать свои патенты и иметь прибыль на технологических
ноу-хау, пока они имеют ценность. SBU, находящихся в стадии роста, обнаруживают
при лицензионных решениях большую зависимость от используемой конкурентной стратегии.
В стабильной технологической обстановке SBU, следующие стратегии высокого дифференцирования
и фокусирования, более склонны к лицензионной активности, чем SBU со стратегиями
низкого дифференцирования и фокусирования. В стадии зрелости тип конкурентной
стратегии имеет существенное влияние на лицензионные решения.
Еще раз подчеркнем, что работа [30] основывалась на данных сравнительно
небольшой и устойчивой патентной активности фирм в 1992--95 гг. Резкое увеличение патентной
активности после 1997 г. свидетельствует о переоценке роли знаний как основы получения конкурентного
преимущества на рынке. В условиях увеличивающейся нестабильности мирового рынка, как следует
из изложенного выше, особую ценность приобретают не знания, вложенные в уже разработанную
продукцию, а знания, на основе которых в будущем может быть создана стратегически значимая
продукция. Таким образом, современный менеджмент знаний, являясь краеугольным камнем стратегии
фирмы и получения ею конкурентных преимуществ путем инноваций, естественным образом объединяет
стратегический менеджмент и менеджмент инноваций в единый комплекс знаний и действий -- стратегический
инновационный менеджмент. Стратегическая роль патентования состоит, следовательно, в защите
будущих инноваций фирмы, как основы лидирования на рынке (см. рис. 15) [32].
Рис. 15. Стратегический инновационный менеджмент фирмы на основе
менеджмента знаний
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Стратегическая роль научно-технической подготовки производства
Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Стратегическая роль НИР
Стратегическая гибкость фирмы
Стратегические зоны хозяйствования и стратегические хозяйственные центры
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента (Ланкин В.Е. и др.)
Стратегические типы лидеров бизнеса
|