Г.Я.
Гольдштейн
Стратегические аспекты управления НИОКР
Монография. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 244с.
2. Особенности управления фирмой
в современных условиях
2.2. Основные тенденции
развития мирового рынка как внешней среды фирмы
В течение двадцатого столетия мировой рынок прошел ряд этапов развития [6].
А. Эпоха массового производства (1900 - 1930)
Этот период характерен ненасыщенностью рынка предметами массового спроса. Поэтому
потребитель был готов приобретать такие товары по приемлемым ценам, не требуя
их большого разнообразия. В этих условиях основная политика маркетинга – предложение
стандартного продукта по наиболее низкой цене, а главная задача предпринимателя
– усовершенствование массового производства с целью снижения его издержек. Еще
одной характерной чертой рынка являлось практическое отсутствие политического
и социального контроля со стороны общества за предпринимательской деятельностью.
Характерно высказывание президента фирмы “Дженерал моторс” Д.М.Уилсона: “Что
хорошо для “Дженерал моторс” – хорошо и для Соединенных Штатов”.
Б. Эпоха массового сбыта - индустриальная эпоха
(1930-1950)
После великой депрессии 1929 - 1930 гг. в США президентом стал Д.Ф. Рузвельт,
провозгласивший “новый курс” в экономике. Его лозунгом являлось: “В каждом гараже
– по автомобилю, в каждой кастрюле – по курице”. Смысл курса состоял в изъятии
у предпринимателей дополнительной части прибыли с целью распределения ее в порядке
социальной помощи, способствуя тем самым увеличению совокупной покупательной
способности. В результате спрос на основные продукты потребления был быстро
удовлетворен и фирмы были вынуждены приспосабливаться к новой рыночной реальности
– рынку покупателей. Все задачи фирмы надо было теперь рассматривать “извне”
со стороны рынка (т.е. должен был быть реализован маркетинговый подход). При
этом возникла задача сбалансирования противоречивых интересов производства и
сбыта. Насыщенность рынка товарами потребовала расширения и сферы НИОКР.
В. Постиндустриальная эпоха (1950 - 1970)
Наблюдается ускорение развития событий, возникают новые неизвестные ранее задачи
бизнеса, технический прогресс изменяет и спрос, и предложение. Резко увеличиваются
вложения в НИОКР, развиваются международные рынки, индустрия досуга, быстро
меняется технология производства. Общество реагирует на загрязнение среды, монополизм,
требует от фирм социальной ответственности.
Основной задачей предпринимателя становится поставка на рынок товаров с принципиально
новыми качествами, только так становится возможным победить в конкуренции. Таким
образом, конкуренция и, соответственно маркетинговая политика, строятся теперь
на обеспечении качественных преимуществ товара.
Г. Продолжение постиндустриальной эпохи
(1970 - 2000)
Возникают нефтяные кризисы, наблюдается сильное влияние на рынок политической
нестабильности, сказывается ограниченность мировых ресурсов. Все это усиливает
нестабильность рынка и обостряет тенденции его развития, выявившиеся в предыдущие
годы.
Для развития мирового рынка в 80-е годы XX столетия характерны [12, 19]:
– насыщение внутренних рынков промышленно развитых стран;
– усиление конкуренции с вытеснением конкурентов с уже освоенных рынков;
– изменение экономического сознания общества;
– быстрый технологический прогресс;
– сильное удорожание энергии и сырья;
– опережающий рост экспорта.
В 90-е годы:
– конкуренция еще более обостряется и становится более динамичной;
– инновационные циклы сокращаются и обуславливают высокую стоимость подготовки
производства;
– высокая стоимость подготовки производства обуславливает необходимость
больших масштабов производства, для чего внутренние рынки обычно малы;
– усиливается тенденция интернационализации и глобализации бизнеса.
К концу столетия наметились следующие рыночные тенденции:
– возрастающая интернационализация рынков;
– мощный потенциал НИОКР, технологическая компетентность лидеров, критерием
успеха на рынке становятся ускоренные темпы инноваций;
– опоздание с новым товаром на рынок означает потерю прибыли;
– международное сотрудничество все больше состоит из натурального обмена
“ноу-хау”;
– торговля приобретает стратегический характер (важны инновации, глобализация
бизнеса, обеспечение сервиса, информация и т.д.);
– развитие компьютерных сетей приводит к практическому смыканию маркетинга
и торговли в реальном масштабе времени [26].
В целом характер изменения мирового рынка и его влияние на деятельность фирмы
отражено диаграммой (рис.2).
Рис. 2. Основные тенденции развития мирового рынка в XX веке и изменение
условий деятельности фирмы
Мы видим, что основная тенденция развития рынка состоит в непрерывном увеличении
его изменчивости и нестабильности. Обобщенной усредненной мерой этого является
нестабильность, выраженная в баллах. Временные привязки этой нестабильности
характерны для экономики США. Для стран Западной Европы и Японии характерно
запаздывание примерно в пять лет. Другой важной чертой является непрерывное
увеличение роли инноваций в победе на рынке. С точки зрения практического менеджмента
фирмы, наиболее существенным является темп изменений в ее внешней среде по сравнению
с временем реакции фирмы.
Такая ситуация во внешней среде фирмы, действующей на современном рынке, привела
к значительной деформации стратегических подходов в деятельности фирмы и, в
частности, к изменению роли и места в стратегии инноваций (НИОКР). Эти проблемы
будут рассмотрены в следующих главах.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Основные тенденции развития мирового рынка
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Основные тенденции информатизации и коммуникаций в бизнесе
Основные тенденции инновационной политики глобальных фирм
Основные тенденции развития теории проектирования и практики систем управления НИОКР
Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Основные тенденции современного подхода к стратегии НИОКР, как части стратегии фирмы
Основные теории местного самоуправления
|