Г.Я.
Гольдштейн
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
12. ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФИРМОЙ
Логическая структура раздела
12.1. Основные тенденции развития мирового рынка
В течение XX века мировой рынок прошел ряд этапов развития.
А. Эпоха массового производства (1900 - 1930).
Этот период характерен ненасыщенностью рынка предметами массового спроса. Поэтому
потребитель был готов приобретать такие товары по приемлемым ценам, не требуя
большого разнообразия. В этих условиях основная политика маркетинга - предложение
стандартного продукта по наиболее низкой цене, а главная задача предпринимателя
- усовершенствование массового производства с целью снижения его издержек. Еще
одной характерной чертой рынка являлось практическое отсутствие политического
и социального контроля со стороны общества за предпринимательской деятельностью.
Характерно высказывание президента фирмы «Дженерал моторс» Д.М.Уилсона: «Что
хорошо для «Дженерал моторс» - хорошо и для Соединенных Штатов».
Б. Эпоха массового сбыта - индустриальная эпоха (1930-1950).
После великой депрессии 1929 - 1930 гг. в США президентом стал Д.Ф. Рузвельт,
провозгласивший «новый курс» в экономике. Его лозунг - «В каждом гараже - по
автомобилю, в каждой кастрюле - по курице». Смысл курса состоял в изъятии у
предпринимателей дополнительной части прибыли с целью распределения ее в порядке
социальной помощи, способствуя тем самым увеличению совокупной покупательной
способности. В результате спрос на основные продукты потребления был быстро
удовлетворен и фирмы были вынуждены приспосабливаться к новой рыночной реальности
- рынку покупателей.
Все задачи фирмы надо было теперь рассматривать «извне» со стороны рынка (т.е.
должен был быть реализован маркетинговый подход). При этом возникла задача сбалансирования
противоречивых интересов производства и сбыта. Насыщенность рынка товарами потребовала
расширения и сферы НИОКР.
В. Постиндустриальная эпоха (1950 - 1970).
Наблюдается ускорение развития событий, возникают новые неизвестные ранее задачи
бизнеса, технический прогресс изменяет и спрос, и предложение. Резко увеличиваются
вложения в НИОКР, развиваются международные рынки, индустрия досуга, быстро
меняется технология производства. Общество реагирует на загрязнение среды, монополизм,
требует от фирм социальной ответственности.
Основной задачей предпринимателя становится поставка на рынок товаров с принципиально
новыми качествами, только так становится возможным победить в конкуренции. Таким
образом, конкуренция и, соответственно, маркетинговая политика строятся теперь
на обеспечении качественных преимуществ товара.
Г. Продолжение постиндустриальной эпохи (1970 - 1990). Переход
к глобализации
Возникают нефтяные кризисы, сильно влияние на рынок политической нестабильности,
сказывается ограниченность мировых ресурсов. Все это усиливает нестабильность
рынка и обостряет тенденции его развития, выявившиеся в предыдущие годы.
Основные тенденции развития рынка в 80-90 гг. 20 века:
- насыщение внутренних рынков;
- усиление конкуренции с вытеснением слабых соперников;
- изменение экономического сознания общества;
- дальнейший рост экспорта;
- сокращение инновационных циклов, высокие расходы на подготовку производства
требуют больших производственных масштабов, для которых внутренние рынки обычно
малы;
- усиление интернационализации и глобализации бизнеса;
- мощный потенциал НИОКР – основной критерий успеха на рынке;
- международное сотрудничество все более состоит из обмена ноу-хау;
- успех в торговле все в большей мере определяется гарантией послепродажного
сервиса.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Основные тенденции информатизации и коммуникаций в бизнесе
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Основные тенденции инновационной политики глобальных фирм
Основные стадии экспертного опроса
Основные тенденции развития мирового рынка как внешней среды фирмы
Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Основные тенденции развития теории проектирования и практики систем управления НИОКР
Основные тенденции современного подхода к стратегии НИОКР, как части стратегии фирмы
|