Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Логистика

Зимовец А.В.
Международные транспортные операции: Конспект лекций

Таганрог: Издательство ТИУиЭ, 2008. с.

Лекция 9

9.1. Таможенное оформление

9.1.1. Основные понятия

Таможня – это орган экономической охраны государственных границ, осуществляющий в этой сфере внешнеторговую и таможенную политику государства.

Функции таможни следующие:

-          сбор таможенных пошлин с ввозимых иностранных и вывозимых отечественных товаров при пересечении государственной границы

-          контроль (досмотр) перемещаемых через границу багажа, грузов и транспортных средств с целью соблюдения законов и правил страны, в которую или из которой следуют эти предметы.

Обеспечение соблюдения таможенно-тарифных и нетарифных мер гарантируется посредством установления специальных административных процедур, предписаний, сведенных к основным институтам таможенного дела - таможенному оформлению и таможенному контролю.

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. Однако, согласно действующего законодательства, может быть предусмотрена возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля. Например, согласно ст.386 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Личный багаж членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством РФ, не подлежит таможенному досмотру, если указанные лица пересекают Государственную границу РФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом.

Для целей таможенного оформления товаров, важное значение играет определение цены товара, страны происхождения, его кода[20], и некоторых других характеристик.

Существует шесть методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Основным методом является метод "по цене сделки с ввозимыми товарами". Если основной метод использовать нельзя, последовательно применяется каждый из перечисленных методов.

Таможенная стоимость по методу "по цене сделки с ввозимыми товарами" определяется так:

Цена сделки с ввозимыми товарами - это сумма, которую вы должны заплатить по контракту иностранному поставщику.

Дополнительные расходы по приобретению товаров - это расходы иностранного поставщика, не включенные в цену сделки. К ним относятся:

ü  расходы на транспортировку товаров до места их ввоза на территорию России (аэропорт, порт или пункт пропуска на границе);

ü  стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

ü  лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;

ü  часть дохода от перепродажи или использования ввозимых товаров, которую по контракту следует перечислить поставщику.

Таможенная стоимость по методу "по цене сделки с идентичными товарами" определяется так:


Цена сделки с идентичными товарами - это сумма, которую предприятие или другая организация ранее (не далее 90 дней) платили при закупке сходного количества таких же товаров на тех же условиях.

Таможенная стоимость по методу "по цене сделки с однородными товарами" определяется так:

Цена сделки с однородными товарами - это сумма, которую предприятие или другая организация ранее (не далее 90 дней) платили при закупке сходного количества однородных товаров на тех же коммерческих условиях.

Товары считаются однородными, если они имеют сходные характеристики, качество и репутацию, состоят из схожих компонентов, выполняют те же функции, что и ввозимые товары, и являются взаимозаменяемыми. Однородные товары обязательно должны иметь следующие схожие характеристики: качество, наличие товарного знака и репутацию на рынке, назначение и характеристики, страну происхождения[21].

Метод "вычитания стоимости" применяется при условии, что ввозимые товары будут продаваться на территории России без изменения своего первоначального состояния. В этом случае за основу берется цена недавней (не далее 90 дней) продажи данного товара (либо идентичных или однородных товаров) на внутреннем рынке, причем из нее следует вычесть:

-          расходы на выплату комиссионных вознаграждений;

-          расходы на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы на территории России после выпуска товаров в свободное обращение;

-          налоги, подлежащие уплате в связи с ввозом и реализацией товаров.

Если ввозимые товары ранее не продавались на внутреннем рынке то следует использовать метод "сложения стоимости". Для этого следует просуммировать:

-          затраты, связанные с производством ввозимого товара (например, стоимость материалов);

-          общие затраты, характерные для продажи в Россию из страны-экспортера товаров того же вида (в том числе стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования до места таможенного оформления на территории России);

-          прибыль, обычно получаемую экспортером в результате поставки в нашу страну таких товаров.

Если ни один из перечисленных методов не подходит, вы можете предложить на таможне "резервный метод", то есть свой способ оценки ввозимых товаров. При этом необходимо помнить, что в качестве базы для оценки нельзя использовать: цены на внутреннем рынке, цены на отечественные товары, цены товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны, произвольно установленные или достоверно не подтвержденные цены.

9.1.2. Таможенные режимы

В соответствии со ст. 155 ТК РФ все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в строгом соответствии с заявленным таможенным режимом.

Таможенный режим — это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей.

Действующим Таможенным кодексом РФ предусмотрены следующие виды таможенных режимов:

1)      основные таможенные режимы:

-          выпуск для внутреннего потребления;

-          экспорт;

-          международный таможенный транзит;

2)      экономические таможенные режимы:

-          переработка на таможенной территории;

-          переработка для внутреннего потребления,

-          переработка вне таможенной территории;

-          временный ввоз;

-          свободный склад;

-          свободная таможенная зона (свободный склад);

3)      завершающие таможенные режимы:

-          реимпорт;

-          реэкспорт;

-          уничтожение;

-          отказ в пользу государства;

4)      специальные таможенные режимы:

-          временный вывоз;

-          беспошлинная торговля;

-          перемещение припасов;

-          иные специальные таможенные режимы.

Рассмотрим особенности некоторых из них.

Таможенный режим выпуска товаров для внутреннего потребления

Выпуск товаров для внутреннего потребления — это таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.

Данный таможенный режим является одним из наиболее часто применяемых и не содержит в себе каких-либо особенностей и сложностей в применении. Он характерен для импортных внешнеторговых контрактов, т. е. для поставок товаров из-за границы с целью их последующей реализации на внутреннем рынке России.

Обязательными условиями выпуска товаров для внутреннего потребления являются:

ü  уплата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей;

ü  соблюдение мер экономической политики и других ограничений.

Таможенный режим реимпорта товаров

Реимпорт (т. е. обратный ввоз из-за границы отечественных товаров, не подвергшихся там переработке) — это таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, а также без применения к таким товарам мер экономической политики (квотирование, лицензирование и т. д.).

Условия помещения товаров под таможенный режим — помещаемые под режим реимпорта товары должны:

ü  быть товарами, которые вывозились с территории Российской Федерации за ее пределы в соответствии с таможенным режимом экспорта;

ü  быть до момента их вывоза российскими товарами, т. е. товарами российского либо иностранного происхождения, выпущенными в свободное обращение на территории Российской Федерации с полной уплатой всех таможенных платежей;

ü  быть ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в течение десяти лет с момента вывоза;

ü  находиться в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

При этом в случае реимпорта товаров в течение трех лет с момента вывоза таможенный орган Российской Федерации возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин, налогов.

Таможенный режим экспорта товаров

Экспорт товаров — это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их возвращении обратно. Таможенным кодексом РФ установлены следующие обязательные требования (условия) для экспорта товаров:

-          уплата вывозных таможенных пошлин и иных таможенных платежей,

-          соблюдение мер экономической политики,

-          вывоз товаров в неизменном их состоянии с момента принятия таможенной декларации, за исключением случаев изменения состояния товаров вследствие их естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Российские товары, вывезенные с таможенной территории России в таможенном режиме экспорта, могут быть возвращены обратно в Россию в режиме реимпорта.

Таможенный режим реэкспорта товаров

Реэкспорт (т. е. вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, не подвергшихся переработке в данной стране, а также товаров, проданных на аукционах и международных товарных биржах) — это таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории России без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.

Помещение товаров под таможенный режим реэкспорта предполагает соблюдение следующих условий:

-          заявляемые к реэкспорту товары должны иметь статус иностранных;

-          необходимо наличие соответствующего разрешения ГТК России на реэкспорт.

Само помещение под режим реэкспорта ввозимых в Россию товаров и декларируемых при таможенном оформлении в качестве предназначенных для целей реэкспорта может быть разрешено при соблюдении следующих требований:

-          предоставление таможенному органу контрактов, свидетельствующих, что товары ввозятся непосредственно и исключительно для их реэкспорта, т. е. фактически предоставление двух контрактов — одного на ввоз, другого на вывоз;

-          принятие декларантом обязательства об обратном вывозе товаров, что удостоверяется распиской должностного лица ГТК России, оформленной при ввозе товаров;

-          представление в таможенный орган предприятиями, осуществляющими ввоз товаров для целей их последующего реэкспорта, гарантийного письма с обязательством вывезти товары в установленные сроки (до 6 месяцев), а при оставлении товаров на таможенной территории — обязательства уплатить все причитающиеся таможенные платежи.

Таможенный режим временного ввоза (вывоза) товаров

Временный ввоз (вывоз) товаров — это таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории России или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.

Условия помещения товаров под данный таможенный режим:

-          таможенный режим предусматривает, что такие товары подлежат обязательному возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

-          Таможенный кодекс РФ предусматривает разрешительный порядок использования режима — разрешение предоставляется таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление, при условии возможности обеспечения надежной идентификации ввозимых (вывозимых) товаров;

-          Сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливаются таможенным органом исходя из цели и обстоятельств ввоза (вывоза), но не более чем в два года.

Таможенным законодательством предусмотрено два типа режима временного ввоза (вывоза) с полным и частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и иных налогов. В основе деления на полное или частичное освобождение от пошлин и налогов лежит критерий извлечения дохода[22].

Нормами таможенного законодательства регламентирован перечень товаров, временный ввоз или вывоз которых запрещен. К таковым относятся:

1)           расходуемые материалы, т. е. товары относительно невысокой стоимости и срока службы, за исключением их временного ввоза (вывоза) в качестве выставочных экспонатов и образцов;

2)           пищевые продукты и напитки, включая алкогольные и табачные изделия, также за исключением временного ввоза (вывоза) в рекламных или демонстрационных целях в единичных экземплярах;

3)           квотируемые товары, предназначенные для вывоза;

4)           промышленные отходы.

Свободная таможенная зона. Свободный склад

Свободная таможенная зона и свободный склад — это таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом таможенным законодательством Российской Федерации.

Под свободной зоной в международной таможенной практике понимают часть территории одного государства, на которой ввезенные товары рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам, и не подвергаются обычному таможенному контролю.

В свободных таможенных зонах и на свободных таможенных складах товары могут находиться без ограничения сроков. В свободной таможенной зоне допускается любая производственная и коммерческая деятельность, исключая розничную торговлю и деятельность, запрещенную действующим законодательством.

Таможенный режим таможенного склада

Таможенный склад — это таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики на период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных Таможенным кодексом РФ (освобождением от таможенных пошлин, возвратом ранее уплаченных сумм и пр.).

Следует различать понятия таможенного склада и режима таможенного склада (таможенного складирования). Таможенный склад представляет собой место, в котором в установленном порядке допускается складирование товаров, подпадающих под действие определенного таможенного режима. Чаше всего этим режимом является таможенное складирование. Однако в некоторых случаях на таком складе могут храниться и товары, помещенные под другие таможенные режимы.

Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Россию или вывозу из нее, а также иных товаров, перечень которых может определяться ГТК России.

Значение таможенного склада для предпринимательства и внешней торговли и экономические выгоды от таможенного складирования определяются прежде всего тем, что товар, помещенный под этот режим, с одной стороны, полностью попадает под действие общего таможенного и налогового регулирования, а с другой стороны, с помощью специальных таможенных процедур предоставляется возможность уплачивать таможенные пошлины либо подвергаться нетарифным мерам регулирования (квотирование, лицензирование, специальные разрешения) только по факту конкретной сделки.

Магазин беспошлинной торговли

Магазин беспошлинной торговли — это таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики.

Использование данного таможенного режима дает возможность продавать иностранный товар под таможенным контролем на таможенной территории страны без взимания таможенных налогов и применения к товарам мер экономической политики.

Условия помещения товаров под данный таможенный режим:

1)         в качестве объекта данного таможенного режима могут выступать как товары иностранного производства, так и отечественные товары, причем как те, так и другие предназначаются для продажи только физическим лицам и только выезжающим за пределы таможенной территории России (иными слова, вывоз приобретенных товаров — это обязательное условие данного таможенного режима),

2)         в магазинах беспошлинной торговли могут реализовываться любые товары, за исключением запрещенных к ввозу в Россию, вывозу из нее, запрещенных к реализации на ее территории, а также иных товаров, перечень которых может определяться ГТК России,

3)         продажа товаров должна осуществляться либо за наличный расчет, либо по кредитным картам (оптовая продажа, продажа по образцам, предварительным заказам, с доставкой на дом, а также в рассрочку не допускается).

Таможенный режим переработки товаров на таможенной территории

Переработка товаров на таможенной территории — это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории России без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Таможенный режим переработки товаров на таможенной территории относится к типу активной переработки, предусматривающей временный допуск иностранных товаров на национальную таможенную территорию с целью их переработки.

Операции по переработке включают:

-          изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку под другие товары;

-          собственно переработку и обработку товаров (отличительный признак данной операции — потеря индивидуального характера товаров, используемых для переработки, и его сохранение в товарной продукции);

-          ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок (отличительный признак этой операции — восстановление или замена поврежденных или изношенных товаров для переработки, а также устранение дефектов в случае рекламации);

-          использование некоторых товаров, содействующих производству продуктов переработки или облегчающих его, причем эти товары могут быть полностью потреблены в процессе производства.

Таможенный режим переработки товаров под таможенным контролем

Переработка товаров под таможенным контролем — это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории России без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.

В отличие от режима переработки на таможенной территории в данном случае:

-          с этих товаров не взимаются таможенные пошлины и налоги,

-          их переработка осуществляется под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещения продуктов переработки под иной таможенный режим.

Существуют и некоторые другие особенности:

-          заявить таможенный режим переработки под таможенным контролем может только предприятие, непосредственно осуществляющее операции по переработке, т е и держатель лицензии на режим и переработчик должны быть в одном лице,

-          ввозимые для переработки товары не должны относиться к подакцизным,

-          срок переработки не должен превышать шести месяцев,

-          уровень таможенного налогообложения ввозимых для переработки товаров не должен превышать 100 % их стоимости.

Таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории

Переработка товаров вне таможенной территории — это таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории России с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на российской таможенной территории с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Таможенный кодекс РФ предусматривает проведение в рамках данного таможенного режима тех же операций, что и при использовании режима переработки товаров на таможенной территории, а именно:

-          изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку под другие товары;

-          собственно переработку и обработку товаров;

-          ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок;

-          использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

 

Таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом

Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом — это таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин, а также без применения к таким товарам мер экономической политики.

Под данный таможенный режим могут помещаться товары, предназначенные для нормального функционирования дипломатических представительств, торговых представительств и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации при международных межправительственных организациях.

При помещении товаров под данный таможенный режим возврат ранее уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов, относящихся к таким товарам, не производится.

Таможенный режим перемещения припасов

Перемещение припасов — это таможенный режим, при котором товары, предназначенные для потребления и (или) использования на морских, речных судах и судах смешанного «река-море» плавания, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров (далее именуются соответственно — морские, воздушные суда и поезда), а также товары, предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов, перемещаются через таможенную границу Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.

Под термином «припасы» при это следует понимать:

1)       товары, находящиеся на морских, воздушных судах и в поездах при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или перемещаемые (загружаемые) на морские, воздушные суда и в поезда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации;

2)       товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских, воздушных судов и поездов во время следования в пути или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, в том числе топливо и горюче-смазочные материалы, за исключением запасных частей и оборудования;

3)       товары, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажа (работниками поездной бригады) на морских, воздушных судах и в поездах независимо от того, продаются они или нет;

4)       товары, предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов, убывающих за пределы таможенной территории Российской Федерации, без цели их потребления на этих судах.

Подпадающие под эту категорию товары могут перемещаться (передаваться) соответственно на другие морские, воздушные суда и в поезда, осуществляющие международные перевозки пассажиров и товаров, без обложения таможенными пошлинами и налогами, если соблюдается таможенный режим перемещения припасов.

Таможенное оформление припасов, перемещаемых на морских или воздушных судах через таможенную границу России в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый в установленном порядке для международного сообщения, а припасов, перемещаемых в поездах, — в таможенном органе, расположенном в месте формирования (прибытия) поездов.

Таможенный контроль в отношении перемещаемых припасов проводится в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации при таможенном оформлении прибытия (убытия) транспортного средства на таможенную территорию (с таможенной территории) Российской Федерации.

Таможенный режим уничтожения товаров

Уничтожение товаров — это таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Уничтожение товаров допускается только с разрешения таможенного органа России. Таможенный орган не вправе дать разрешение на помещении товаров и транспортных средств под таможенный режим уничтожения, если уничтожение товаров и транспортных средств может причинить вред окружающей природной среде, влечет расходы для государства либо когда таможенный орган не имеет возможности осуществления таможенного контроля за фактическим уничтожением товаров и транспортных средств.

Под режим уничтожения могут быть помещены только иностранные товары, причем как ввозимые на таможенную территорию России, так и уже ранее ввезенные и находящиеся в режимах условного выпуска таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка на таможенной территории и под таможенным контролем, транзит и временный ввоз.

Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров и транспортных средств, должны быть помещены под соответствующий таможенный режим как иностранный товар, находящийся под таможенным контролем с уплатой таможенных платежей и применением к ним мер экономической политики. Отходы, дальнейшее использование которых невозможно и (или) стоимость которых меньше 20 долларов США, таможенными платежами не облагаются.

Таможенный режим отказа от товара в пользу государства

Отказ от товара в пользу государства — это таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики.

Использование режима отказа в пользу государства, так же как и режима уничтожения, напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации импортного товара на российском рынке.

Помещение товаров под таможенный режим отказа в пользу государства производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого фактически находятся товары. Для использования режима необходимо предварительно получить разрешение начальника соответствующего структурного подразделения таможенного органа. В выдаче такого разрешения может быть отказано, если:

1)     отказ от товаров и транспортных средств может повлечь для государства какие-либо расходы,

2)     товар неликвиден, т.е. его стоимость не полностью окупит все расходы таможенного органа по его реализации,

3)     отсутствуют необходимые разрешительные документы иных органов государственного контроля в отношении товаров и транспортных средств, подлежащих такому контролю.

Таможенный режим транзита товаров

Транзит товаров — это таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Ответственность за транзит товаров несет перевозчик. Это означает, что при выдаче без разрешения таможенного органа Российской Федерации товаров либо недоставлении их в таможенный орган назначения или утраты он должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате при таможенных режимах выпуска аналогичных товаров для свободного обращения или экспорта соответственно.

Таможенные пошлины не уплачиваются в следующих случаях:

-          при уничтожении или безвозвратной утрате товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

-          при возникновении недостачи в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

-          при выбытии товара из владения вследствие неправомерных, по законодательству Российской Федерации, действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Следует отметить, что в процессе транзита товар может быть перегружен на другое транспортное средство, что не будет служить причиной изменения режима.

9.1.3. Таможенные платежи

К таможенным платежам следует относить:

1. Таможенные пошлины. Таможенная пошлинаэто обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Основную часть таможенных пошлин во всем мире составляют импортные пошлины, основная задача которых — защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых в Россию иностранных товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.

Экспортные пошлины служат в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом — также для пополнения доходной части бюджета.

Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически нигде, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в другие страны, и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков.

Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, способных нанести непоправимый ущерб российским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении России со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров по демпинговым ценам, т. е. когда экспорт таких товаров и их реализация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможенную территорию России товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные субсидии.

Чтобы рассчитать сумму таможенной пошлины, необходимо:

-          определить таможенную стоимость ввозимых товаров;

-          классифицировать ввозимый/вывозимый товар;

-          определить ставку таможенной пошлины;

-          определить страну происхождения ввозимого товара.

Таможенная пошлина не взимается в четырех случаях.

1. Если ввозимые товары освобождены от таможенных пошлин на основании российских законов.

2. Если ввозимые товары происходят из наименее развитой страны. Чтобы не платить таможенные пошлины по этому основанию, нужно представить сертификат происхождения товара из наименее развитой страны.

3. Если ввозимые товары помещаются под определенные таможенные режимы. Таможенные пошлины не взимаются, если ввозимые товары помещаются под следующие таможенные режимы:

-          реимпорт;

-          транзит;

-          таможенный склад;

-          магазин беспошлинной торговли;

-          переработка товаров под таможенным контролем (не уплачиваются, если продукты переработки вывозятся; если они помещаются под режим выпуска для свободного обращения, пошлины уплачиваются);

-          временный ввоз (применяется полное условное либо частичное освобождение);

-          свободная таможенная зона и свободный склад;

-          переработка товаров вне таможенной территории (при ввозе продуктов переработки не уплачиваются; по некоторым товарам - уплачиваются частично);

-          реэкспорт (если были уплачены при ввозе - возвращаются);

-          уничтожение;

-          отказ в пользу государства.

4. Если товар произведен в СНГ и ввозится из стран СНГ[23].

Если ввозится товар, происходящий из страны, которой не предоставлен режим наиболее благоприятствуемой нации (или страна происхождения товара неизвестна), ставка пошлины, умножается на 2; если ввозится товар, происходящий из развивающейся страны, ставка пошлины умножается на 0,75.

2. Таможенные сборы, которые взимаются:

-          за таможенное оформление товаров[24];

-          за хранение товаров на таможенном складе.

Может случиться так, что экспортируемые товары по каким-либо причинам нельзя вывести из России, тогда они будут находиться на складе таможни. В этом случае за хранение нужно будет заплатить. Фирма должна заплатить сбор из расчета 1 рубль в день с каждых 100 кг веса товаров. Если же продукция помещена на склад, который был специально приспособлен для хранения отдельных видов товаров, то сбор составляет 2 рубля в день с каждых 100 кг веса товаров. Следует так же обратить внимание, что неполные 100 кг веса товаров приравниваются к полным 100 кг, а неполный день - к полному.

-          за таможенное сопровождение товаров.

Данный сбор взимается, если:

-       фирма вывозит (ввозит) товары, вывоз (ввоз) которых запрещен;

-       фирма вывозит (ввозит) товары, которые подлежат лицензированию, сертификации или контролю другими учреждениями, не предоставив заранее соответствующие документы (лицензии, сертификаты);

-       пограничная таможня приняла решение досмотреть товары на приграничных складах временного хранения;

-       у работников таможни имеются основания полагать, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Размер сборов за таможенное сопровождение установлен в следующих размерах:

а) при таможенном сопровождении каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:

-       до 50 км - 2000 рублей;

-       от 51 до 100 км - 3000 рублей;

-       от 101 до 200 км - 4 000 рублей;

-       свыше 200 км - 1000 рублей за каждые 100 км пути, но не менее 6 000 руб.

б) при таможенном сопровождении каждого морского, речного или воздушного судна - 20 000 рублей независимо от расстояния пути.

Сборы за таможенное сопровождение нужно перечислить в рублях, после того как таможня примет соответствующее решение, но до начала таможенного сопровождения.

3. Акцизы – в соответствие со ст.181[25] и 193 НК РФ

4. НДС – уплачивается в особом порядке – не по итогам того налогового периода, в котором товары были ввезены в Россию, а одновременно с уплатой других таможенных платежей, то есть до или в момент принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению груза. Пока покупатель не заплатит НДС, таможенники не выпустят товар. При этом необходимо учитывать, что НДС нужно заплатить не позднее 15 дней после того, как товар поступил на таможню, иначе, таможенники начислят пени.

Сумма уплачиваемого НДС рассчитывают по такой формуле[26]:

                                                (9.1.)

где Н - сумма НДС, которую нужно заплатить на таможне;

ТС - таможенная стоимость товаров;

ТП - сумма таможенной пошлины;

А - сумма акциза;

N - ставка налога на добавленную стоимость.

НДС, уплаченный на таможне по импортированным товарам, можно принять к вычету, при этом купленные товары должны быть приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи.

Есть случаи, когда НДС, уплаченный на таможне, к вычету не принимается, а включается в стоимость приобретаемых товаров. Такими случаями в частности являются ситуации, когда:

-          импортируемые товары используются для производства и реализации товаров, которые НДС не облагаются;

-          импортируемые товары используются для производства и реализации товаров, местом реализации которых территория России не признается;

-          покупатель импортированных товаров не является плательщиком НДС или использовал свое право на освобождение от уплаты налога;

-          импортируемые товары предполагается использовать для операций, которые не признаются реализацией товаров, работ, или услуг (например, ввоз оборудования для вклада в уставный капитал).

9.1.4. Таможенный контроль

На сегодняшний день существуют следующие виды пограничного контроля:

1.      Таможенный контроль. В соответствии с Конвенцией о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (21 октября 1982 г.) под «таможенным контролем» подразумеваются меры, применяемые для обеспечения выполнения тех законов и правил, ответственность за соблюдение которых несут таможенные органы. Критериев классификации таможенного контроля достаточно много, но уже почти традиционно в юридической литературе принято выделять следующие его виды:

a.          в зависимости от той или иной формы контроля документальный таможенный контроль (куда относится, например, проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей, проверка системы учета и отчетности и др.) и фактический таможенный контроль (в частности, таможенный досмотр и др.);

b.         в зависимости от предмета контроля таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств;

c.          в зависимости от направления движения товаров таможенный контроль ввозимых, таможенный контроль вывозимых и таможенный контроль транзитных товаров;

d.         в зависимости от вида транспортных средств таможенный контроль морских и речных судов, таможенный контроль воздушных судов, таможенный контроль железнодорожного транспорта и таможенный контроль автомобильного транспорта;

e.          в зависимости от степени участия в осуществлении таможенного контроля таможенных, органов сопредельных государств односторонний таможенный контроль (проводят таможенные органы только одного из сопредельных государств), двусторонний таможенный контроль (проводят таможенные органы обоих сопредельных государств, но раздельно) и совместный таможенный контроль (проводят таможенные органы обоих сопредельных государств вместе и одновременно);

f.          в зависимости от того, сколько раз товары и транспортные средства подвергаются таможенному контролю однократный таможенный контроль и многократный (еще называемый повторным таможенным контролем).

2.      Медико-санитарный контроль. Контроль, осуществляемый для охраны жизни и здоровья людей (исключая ветеринарный).

3.      Ветеринарный контроль. Санитарный контроль, осуществляемый в отношении животных и продуктов животного происхождения для защиты жизни и здоровья людей и животных, а также контроль предметов и грузов, которые могут являться переносчиками болезней животных.

4.      Фитосанитарный контроль. Контроль, направленный на предупреждение распространения и перевозки через государственные границы вредителей растений и продуктов растительного происхождения.

5.      Контроль соответствия техническим стандартам. Контроль, обеспечивающий соответствие грузов минимальным требованиям международных или национальных стандартов, определенным соответствующими законами и правилами.

6.      Контроль качества. Контроль, осуществляемый с целью обеспечения соответствия грузов минимальным международным или национальным показателям качества, установленным соответствующими законами и правилами.



[20] по справочнику ТН ВЭД

[21] Предположим, что телевизоры Sony и Panasonic произведены в Японии (страна происхождения общая). Следовательно, эти товары являются однородными.А вот телевизор LG произведен в Южной Корее. Следовательно, телевизоры Sony и LG уже нельзя считать однородными, так как они отличаются страной происхождения.

[22] Так, например, временный ввоз/вывоз профессионального оборудования, учебных материалов и экспонатов для различного рода выставок, яхт и катеров для соревнований и пр. не преследует за собой целей извлечения доходов и, следовательно, могут осуществляться с полным освобождением от уплаты таможенных платежей.

[23] Согласно приказа ГТК России от 25 декабря 2003 г. N 1539 в состав СНГ включены: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистане, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

[24] На некоторые товары установлены иные ставки

[25] Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки)

[26] Если импортируемые товары не облагаются таможенной пошлиной, при расчете НДС предполагается, что ТП = 0, если товары не облагаются акцизами - то А = 0. Таможенные сборы в базу для расчета НДС не включаются.

Похожие материалы:
Таможенно-правовые отношения
Таможенно-правовые нормы и их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц (Батычко В.Т., 2005)
Таможенная пошлина, ее виды и функции
Таможенные органы
Таможенные пошлины - Проклин А.Н. Мировая экономика
Таможенный брокер, его права и обязанности



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру