А.Н. Проклин
Мировая экономика Таганрог: изд-во
ТРТУ, 2001 г.
3. Торговая политика
3.1. Таможенные пошлины
Наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым
средством государственного регулирования экспортно-импортных
операций являются таможенные пошлины.
Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины.
Наиболее часто встречаются импортные пошлины – налогообложение
ввозимых в страну товаров.
Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские.
Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся
внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты
местных производителей от иностранных конкурентов.
Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений
(чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определенной торгово-экономической политики.
Экспортные пошлины используются
реже. Они удорожают стоимость товара на мировом рынке, поэтому их используют в
тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара.
Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными
природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок
сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и
производителей.
В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются.
Конституция США даже запрещает их использование.
Транзитные пошлины взимаются
с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают
товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие
нормальное функционирование международных связей. В настоящее время практически
не применяются.
Существуют две основные методики установления уровня таможенных
пошлин:
1. Величина пошлины определяется в виде
фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т. д.). Такая пошлина называется специфической. Она
особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и
кризисов.
2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой
продавцом стоимости товара. Эта пошлина называется адвалорной.
Адвалорная пошлина более
удобна при импорте машинно-технических изделий. Сейчас на долю адвалорных
пошлин приходится 70-80% всех таможенных
пошлин. Действует еще промежуточная методика,
заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между
специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от
того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.
До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли
приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были
специфическими. Специфическими, как правило, являются
экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.
Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических
отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь
подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования
или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.
В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взимаемые с
поставляемого товара. Они бывают: преференциальные (особо
льготные), договорные (минимальные) и генеральные (автономные),
то есть максимальные.
Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны
нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в
экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и
экономические союзы и т.д. Например,
страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров
преференциальные пошлины (равные нулю), которые не
распространяются на другие страны.
Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных, или
минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования»
(РНБ). Он формулирует обязательство подписавших его сторон не взимать с
импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин,
взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режимом недискриминации. Государства, подписавшие подобные
договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами товары
всех стран контрагентов.
Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всех остальных, и ее применение фактически
дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования
генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из
СССР в США в период холодной войны.
Похожие материалы:
Таможенные органы
Международные транспортные операции: Таможенное оформление
Таможенно-правовые отношения
Таможенный брокер, его права и обязанности
Таможенный контроль: понятие, цели и формы его проведения (Батычко В.Т., 2005)
Таможенный перевозчик
|