Арутюнова Д.В.
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
3. Стратегический выбор компании
3.1. Факторы, влияющие на стратегический выбор компании
На целеполагание и формулировку стратегии воздействуют
внешние и внутренние группы влияния (рис. 3.1).
Рис. 3.1.
Группы, воздействующие на стратегический выбор
Для одиночного бизнеса определение сферы
деятельности предполагает ответы на частные вопросы, связанные с группой
потребителей, потребностью клиентов, выявлением конкурентных преимуществ
компании. Для диверсифицированной компании вопрос о сфере деятельности включает
в себя два уровня: ориентация на потребителя СЗХ и ориентация на портфель
СЗХ. Далее будут рассмотрены основные подходы к формированию стратегии.
1. Подход главного архитектора.
Руководитель берет на себя роль главного стратега: ставит цели и лично
руководит разработкой. Данный подход характерен для компаний, главы которых одновременно
являются и учредителями компаний.
2. Делегирование. Подход
целесообразен в крупных компаниях с широким ассортиментом, что позволяет быстро
адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Недостатками подхода является потеря
контроля над отдельными компонентами стратегии, необходимость наличия высокой квалификации,
узость кругозора менеджеров низшего уровня и их нацеленность на решение текущих
задач.
3. Коллективный подход. Подход
рационален в случае, когда компоненты стратегии касаются различных
подразделений и предусматривает выработку компромиссного варианта, опираясь на
советы подчиненных. При этом участники становятся приверженцами выработанной
стратегии. Недостаток выражается в большом объеме времени, уходящем на данный
вид деятельности в силу участия большого количества сотрудников.
4. Привлечение внутренних резервов.
Высшее руководство предоставляет возможность творчески раскрыться работникам
компании. Стратегия в данном случае – совокупность инициатив, выбираемых на
конкурсной основе. Подход зарекомендовал себя в компаниях, работающих в отрасли
высоких технологий.
Описанные подходы имеют плюсы и минусы и
должны рассматриваться в конкретной ситуации.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Факторы, влияющие на стоимость недвижимости
Факторы, влияющие на стоимость недвижимости (Татарова А.В.)
Факторы, влияющие на выбор типа предприятия
Факторы, определяющие качество
Факторы, определяющие стратегический выбор фирмы (Ланкин В.Е. и др.)
Факторы, определяющие стратегию компании
|