Арутюнова Д.В.
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
2. Стратегия предприятия
2.3. Основные организационные уровни разработки стратегии
Выделяют четыре уровня разработки
стратегии (рис. 2.5):
- корпоративный уровень;
- уровень СЗХ (бизнес-стратегии);
- функциональный уровень;
- оперативный уровень (менеджеры низшего
уровня).
Рис. 2.5. Уровни разработки стратегии
Разработка стратегии для диверсифицированной
компании отличается от аналогичного процесса в компании одиночного бизнеса тем,
что в первом случае, кроме трех уровней, присутствует также и корпоративная
стратегия, позволяющая объяснить общее направление деятельности компании. Опишем уровни разработки стратегии.
Корпоративная стратегия компании описывает подходы к управлению портфелем
СЗХ и описывает действия по достижению позиций путем создания и оптимизации портфеля
СЗХ и улучшения конкурентных преимуществ диверсифицированной компании. Для
диверсифицированной компании стратегия должна дать больше, чем сумма стратегий
СЗХ, в связи с чем, основной задачей на уровне корпорации является формирование
эффекта синергизма.
Бизнес-стратегия представляет собой план
управления СЗХ. Стратегия одновременно является и стратегией одиночного
бизнеса. Элементами бизнес-стратегии являются:
- реакция на
изменения в отрасли;
- разработка
конкурентной стратегии;
- накопление
необходимых знаний и средств производства;
- координация стратегических
инициатив;
- решение конкретных
стратегических проблем компаний.
Таким
образом, бизнес-стратегия – это комплекс мер и подходов, которые целесообразны
в определенной конкурентной среде.
Функциональной
стратегией называют план управления функциональной
единицей в рамках одного подразделения
компании (НИОКР, производства, маркетинга, сбыта, финансов, кадров). Как и
бизнес-стратегия, функциональная стратегия должна поддерживать корпоративный
уровень принятия решений.
Производственная стратегия – это подсистема стратегии, представленная в виде
долгосрочной программы действий по реализации концепции создания продукта,
которая предусматривает использование и развитие всех производственных
мощностей организации в целях достижения стратегического конкурентного
преимущества. Постановка целей производственной стратегии осуществляется в
соответствии с определенными критериями: затраты на производство продукта, качество
производства, качество производственных поставок, соответствие
производства спросу.
Стратегия управления персоналом – это подсистема стратегии, представленная в виде
долгосрочной программы действий по реализации концепции развития потенциала
персонала в целях обеспечения стратегического конкурентного преимущества.
Основой создания стратегии является решение вопросов отбора и расстановки
кадров, оценки положения человека в организации, формирования системы
вознаграждения, создание механизмов повышения квалификации.
Финансовая стратегия – это подсистема общей стратегии, представленная в виде долгосрочной
программы действий по реализации концепции использования собственных и
привлеченных финансовых ресурсов в целях достижения конкурентного преимущества.
Через финансовую стратегию происходит интегрирование всех специализированных
стратегий и стратегических позиций в единую корпоративную стратегию. Финансовая
стратегия должна содержать сводные стратегические показатели, решения по
оптимизации корпоративных финансов, финансово-инвестиционную стратегию. По
каждой позиции программа должна содержать цели, стратегические указания и
конкретные тактические действия.
Функциональные
стратегии взаимно дополняют друг друга. В связи с этим, возможен следующий
принцип построения стратегии: выделяется ключевое направление (функция),
посредством которого во многом задается процесс разработки других
функциональных стратегий, а также общей стратегии в целом.
Оперативная
стратегия представляет более
детальный подход и служит основанием пирамиды выработки корпоративной стратеги.
Оперативная стратегия важна с точки зрения
стратегической законченности и содержит принципы руководства ключевыми
единицами и конкретные стратегические инициативы.
Необходимым
условием эффективного управления является согласование целей и стратегий по вертикали и горизонтали
организационной структуры.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Основные определения
Основные определения (Масыч М.А.)
Основные обязанности осужденных
Основные показатели эффективности инвестиционных проектов и методы их оценки
Основные полномочия федеральной инспекции труда - Трудовой кодекс
Основные положения
|