Т.А. Фролова
Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Тема 1. СЕРВИС И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА
4. Отраслевая структура социально-культурной сферы
Социально-культурная
сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов
управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и
организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного
назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных
потребностей населения.
Цель СКС – обогащение
духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности.
Особенности СКС:
1. Труд
работников СКС осуществляется в форме услуг.
2. Труд
работников индивидуализирован. СКС имеет дело с индивидуальными запросами людей
с их разнообразными вкусами и настроением. Это определяет особые требования к
личным качествам работников СКС. Высоко ценится умение и способность работать с
людьми.
3. СКС
имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение ее
учреждений, организаций зависит от демографических факторов (численность,
плотность, состав населения и т.д.).
4. Труд
в СКС относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации.
Отрасли этой сферы отличаются повышенной трудоемкостью.
5. Услуги
являются предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга может
быть потреблена лишь в момент производства.
6. Природный
фактор не играет огромного значения как в материальном производстве.
7. Труд
работников СКС непроизводительный, т.к. этот труд не участвует в создании
материальных благ.
8. Основные
работники – это специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из
которых женщины.
9. Однородность
структуры потребляемых затрат. Удельный вес материальных затрат очень низкий: в
театре –13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных организациях – 3,5% (в
промышленности – 83%, в строительстве – 65%).
Сфера услуг –
это совокупность отраслей и видов деятельности, предназначенных для
удовлетворения духовных и материальных потребностей населения.
Нематериальное
благо – это благо, действующее на развитие способностей человека, созданное в
непроизводственной сфере. Блага бывают:
а) внутренние
– блага, данные человеку природой (голос, музыкальный слух, способность к
наукам);
б) внешние –
то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые
связи, протекция).
В соответствии с
выполняемыми функциями все отрасли СКС и туризма классифицируются на 3 большие
группы:
1. Отрасли, обеспечивающие
процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:
- жилищно-коммунальное
хозяйство; наука.
2. Отрасли, направленные
на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его
культурных и духовных потребностей:
- бытовое
обслуживание; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения;
- здравоохранение;
социальное обеспечение; туризм; культура и искусство.
3. Отрасли,
удовлетворяющие потребности общества в целом:
- управление
и планирование народного хозяйства;
- отрасли,
обеспечивающие безопасность государства;
- обеспечение
охраны собственности.
Существует ещё одна
классификация СКСФ:
1. Государственное
управление, социальные услуги.
2. Финансирование,
страхование, пенсионное обеспечение.
3. Жилищное
хозяйство частного типа.
4. Коммерческие,
социальные, пенсионные услуги.
5. Ремонт
техники.
6. Пассажирский
транспорт.
7. Здравоохранение
и соц. обслуживание.
8. Образование.
9. Оптовая
и розничная торговля.
10. Природно-хозяйственная
деятельность.
11. Культура, искусство и СМИ.
12. Физкультура, спорт, отдых, развлечения.
13. Гостиничный бизнес.
14. Ресторанный бизнес и
общественное питание.
Все эти сферы
обеспечивают развитие человеческого потенциала, как источник и конечную цель
общественного развития.
Отраслевая структура
СКС включает:
1. Отрасль культуры
– идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными
условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании,
воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (кино, театр, музей,
библиотека, выставки, концертные залы, клубы и т.д.).
Функции отрасли
культуры:
а)
сохранение исторических и национальных памятников культуры;
б)
приобщение людей к творениям культуры;
в)
воспитание культурного человека;
г)
пополнение копилки культурных достижений в области литературы, искусства, художественного
творчества, музыки, живописи и скульптуры;
д)
проведение исследования в области культуры;
е)
духовное обогащение человека.
2. Отрасль
образования – занята всеми формами обучения в самых разнообразных
учебных заведениях (школы, дошкольные учреждения, гимназии, колледжи, училища,
техникумы, ВУЗы, исследовательские учреждения в области педагогики).
Функции отрасли
образования:
·
удовлетворение потребностей людей в знаниях;
·
осуществление подготовки и переподготовки к работе и труду;
·
способствование приобретению специальности и овладению
профессией;
·
воспитание человека.
3. Здравоохранение
– система государственных и общественных мероприятий по охране
здоровья, предупреждению и лечению болезней и продолжению жизни человека
(поликлиники, больницы, амбулатории, пункты скорой помощи профилактории,
родильные дома, здравпункты, диспансеры и т.д.).
Функции
отрасли здравоохранения:
§
забота о поддержании здоровья людей;
§
проведение профилактики и лечение болезней;
§
оказание медицинской помощи;
§
обеспечение людей лекарственными средствами;
§
восстановление потерянного здоровья.
К отрасли
здравоохранения тесно примыкает физкультура и спорт в той части, в которой они
решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.
4. Отрасль бытового обслуживания
– по оказанию непроизводственных и производственных услуг (бани,
фотосалоны, прачечные, химчистки, шиномонтаж, СТО, мастерские, парикмахерские,
услуги по уходу за детьми).
5. ЖКХ – отрасль,
которая поддерживает жилищно-коммунальное хозяйство в рабочем состоянии: дома,
лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение и другую жилищную
инфраструктуру.
6. Социальное
обеспечение (социальная защита) – удовлетворяет потребности ряда
категорий населения в финансовых ресурсах и источниках существования, в
особенности не имеющих стабильных доходов (социальное страхование,
предоставление материальных благ).
7. Наука – сфера
человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической
систематизации объективных знаний и действительности (прикладная,
фундаментальная).
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Отражение в бюджетах
поступлений средств от заимствований, погашения государственного или
муниципального долга, возникшего из заимствований, и расходов на его
обслуживание
Отпуска работникам, усыновившим ребенка - Трудовой кодекс
Отпуска по уходу за ребенком
Отраслевой анализ
Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Отраслевой и конкурентный анализ
Отраслевой и конкурентный анализ
|