Т.А. Фролова
Экономика предприятия
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Тема 11. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Общая характеристика планирования
Планирование
- это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу,
анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Построение и использование
планов, программ – одна из важнейших предпосылок оптимального управления
производством.
В чисто логическом смысле
план, прежде всего, содержит в себе ту систему перспектив и результатов,
реализация которых имеется в виду или уже намечена соответствующим органом
управления. Например, перспективы роста объемов продукции, повышения
производительности труда, развития техники, технологии производства, его
кооперирование и т. д. Такого рода перспективы должны строиться на основе учета
не только целей производства, но и на основе анализа объективных условий
деятельности. Следовательно, эти перспективы являются выражением желательных
результатов хозяйствования в возможных на определенный период рамках.
Основные и необходимые
элементы построения плана:
1)
определение перспектив развития;
2)
анализ сложившейся хозяйственной
ситуации и тенденций ее развития;
3)
разработка на этой основе
программы мероприятий и выбор средств воздействия для достижения поставленной
цели.
Достаточно широко известна
формула французского философа Огюста Конта: знать, чтобы предвидеть;
предвидеть, чтобы управлять. В этой формуле хорошо выражена мысль о том, что
управлять, а, следовательно, и планировать - нельзя без предвидения и что
предвидеть можно только на основании имеющихся знаний.
В свою очередь, обоснованное
предвидение, прогнозирование опирается, во-первых, на знание связей и
закономерностей социально-экономического, хозяйственного развития, и, во-вторых,
на знание практического опыта. Социально-экономические явления отличаются
чрезвычайной сложностью и малой степенью устойчивости по причине влияния на них
огромного числа факторов. Отсюда и высокие требования, которые предъявляются к
анализу и разрабатываемой на его основе программе действий.
Планирование и
прогнозирование являются важнейшими функциями процесса управления
производством, без них трудно осуществима успешная работа предприятия. Они позволяют:
-
предвидеть перспективу развития
предприятия на будущее, использовать будущие благоприятные условия либо решать
возникающие проблемы;
-
более рационально распределять и
использовать все ресурсы предприятия;
-
обеспечивать устойчивость бизнеса
и избежать риска банкротства;
-
целеустремленно, последовательно и
эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;
-
своевременно обновлять и
модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с
конъюнктурой рынка;
-
повышать эффективность
производства и улучшать финансовое состояние предприятия;
-
обеспечивать координацию действий
на предприятии;
-
стимулировать сбор, анализ и
использование необходимой информации;
-
совершенствовать контроль за ходом
производственно-хозяйственной деятельности.
Любой план
производства должен строиться на базе ряда научных принципов. При этом под
принципами планирования понимают основные теоретические положения, которыми
руководствуется предприятие, его работники в процессе планирования. Именно
принципы предопределяют направления и конкретное содержание плановой работы на
предприятии.
Основные
принципы планирования:
1) Принцип
обоснованности целей и задач предприятия.
При этом
выделяют цели:
-
хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
-
производственно-технологические, определяющие функциональное назначение
предприятия;
-
научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- социальные,
обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников
предприятия;
-
экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без
негативного воздействия на окружающую среду.
2) Принцип
системности. Он означает, что планирование представляет целую систему
планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;
3) Принцип
научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и
применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов
ресурсов;
4) Принцип
непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного
планирования;
5) Принцип
сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между
взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах
и их наличием;
6) Принцип
директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех
подразделений предприятия после утверждения его руководителем
предприятия.
Важнейшими
целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило,
являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.
В зависимости
от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и
среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.
Долгосрочное
планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и
определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При
составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения
издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется
политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка
долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной
политики в основных областях.
Среднесрочное
планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на
основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу,
план производства, план по труду и финансовый план.
Текущее
планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает
объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического
обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.
К основным методам разработки планов можно отнести:
балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам,
программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближений),
экономико-математические методы.
1. Нормативный
- на основе прогрессивных норм использования ресурсов.
Суть
нормативного метода заключается в том, что на предприятии в процессе
планирования применяется целая система норм и нормативов (нормы расхода сырья и
материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности,
нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации
производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья,
материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.).
Этот метод целесообразно использовать только в том случае,
если при этом используется прогрессивная нормативная база, т. е. когда нормы и
нормативы имеют прогрессивный характер и, кроме того, пересмотрены с учетом
планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также
совершенствованию организации производства и труда.
2. Балансовый
- целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками
их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных,
финансовых и трудовых балансов.
При использовании этого метода составляют различного рода
балансы:
- материальные
(балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.
д.);
- трудовые (баланс
рабочей силы, баланс рабочего времени);
- финансовые (баланс
денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.);
- комплексные
(баланс производственной мощности).
3. Метод
планирования по технико-экономическим факторам применяется в основном при
планировании издержек производства и реализации продукции, производственной
программы и некоторых других разделов плана предприятия (например, план по
труду и кадрам).
При этом методе
планирования должны быть учтены многочисленные факторы:
- технические
(внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и
техническое перевооружение предприятия и др.);
- совершенствование
организации производства и труда;
- изменение объема
производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
- рыночные
(инфляция);
- особые факторы,
связанные со спецификой предприятия, производства, региона.
4. Экстраполяции
- выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на
будущий период;
5. Интерполяции
- предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет
промежуточные плановые показатели;
6. Факторный
- на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых
показателей;
7. Матричный
- путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями
и показателями;
8. Экономико-математического
моделирования с применением ЭВМ и другие.
Планы
предприятия включают следующие основные разделы:
1) маркетинговая
программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по
всей продукции;
2) производственная
программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и
стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции)
с учетом повышения качества;
3) план
развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий,
внедрению новой техники и технологии;
4) план
по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по
категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый
расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее
обеспечения;
5) план
капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и
строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в
действие основных фондов и производственных мощностей;
6) план
материально-технического обеспечения: определение потребности производства в
материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по
снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;
7) план
по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных
видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на
производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по
предприятию;
8) финансовый
план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их
оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом,
кредитные отношения;
9) план
социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха
и быта работников предприятия;
10) план мероприятий по охране
природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие
направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана
воздушного бассейна; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов.
Показатели,
применяемые в планирования и, подразделяются:
-
по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и
стоимостные;
-
по экономическому назначению - на количественные и качественные (производительность
труда, фондоотдача, материалоемкость);
-
по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и
относительные (рентабельность).
По содержанию,
характеру задач и способам их решения выделяется технико-экономическое и
оперативно-производственное планирование.
Технико-экономическое
планирование
определяет, направляет и организует все стороны производственно-хозяйственной
деятельности предприятия в части основных направлений развития, объемов
производства, потребности в ресурсах, определения конечных результатов.
Технико-экономическое планирование составляет основу оперативно-производственного
планирования, которое заключается в календарной увязке
производственного процесса, выполняемого в подразделениях предприятия вплоть до
рабочих мест, с учетом последовательности изготовления продукции, длительности
циклов обработки и сборки.
Оперативное
планирование (детальная разработка планов) соединяет:
1) Календарное
планирование, включающее детализацию текущего плана предприятия и доведение
заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики
при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и каждый час;
2)
Диспетчеризацию, обеспечивающую:
- сплошной
контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок
и сбоев в работе на каждом рабочем месте;
- организацию
доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз
готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования;
подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества.
Различают
также:
1) межцеховое
оперативное планирование, обеспечивает скоординированную деятельность и
необходимые производственные пропорции между цехами в соответствии с
последовательностью технологических процессов и с учетом функций цехов;
2)
внутрицеховое оперативное планирование - осуществляет распределение работ по
участкам и рабочим местам. Основная задача - обеспечение полного и четкого
выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы
предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Общая характеристика и виды преступлений против собственности
Общая теория управления (Ланкин В.Е. и др.)
Общая теория систем как идеологическая основа НИОКР
Общая характеристика планирования
Общая характеристика правовых актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов (Батычко В.Т., 2009)
Общая характеристика предприятия
|