В.Т. Батычко
Правоохранительные органы в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
3. Общая характеристика правовых актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов
Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и
субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы,
определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и
функционирование правоохранительных органов.
В зависимости
от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных
органах подразделяются на:
-
Конституцию РФ, которая имеет
высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые акты должны
соответствовать Конституции;
-
федеральные законы (в т. ч.
конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции,
уставы и законы субъектов РФ;
-
указы и распоряжения Президента
РФ, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования
правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (милиция,
Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);
-
постановления и распоряжения
Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным
законам, указам и распоряжениям Президента РФ;
-
акты министерств или ведомств
(ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих
министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью
(Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и т. п.)- Указанные
акты могут иметь различные названия: инструкции, приказы, распоряжения и т. п.;
-
общепризнанные нормы
международного права и международные договоры РФ, касающиеся правоохранительной
деятельности и имеющие большую юридическую силу, чем федеральные законы, и
применяющиеся преимущественно перед последними.
Не являются источниками права, однако имеют большое значение для осуществления
правоохранительной деятельности:
-
разъяснения по вопросам судебной
практики, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ в форме постановлений
Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Указанные
постановления обязательны для всех нижестоящих судов (постановления Пленума
Верховного Суда РФ - для судов общей юрисдикции и военных судов, а
постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ - для арбитражных судов). Применяются
также и постановления Пленума Верховного Суда СССР, если они не
противоречат действующему законодательству и по затрагиваемым ими вопросам не
даны иные разъяснения Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в
соответствии с их компетенцией. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ
принимают также и акты организационного характера (например, Положение о Научно-консультационном
совете, утвержденное постановлением Пленума Верховного Суда РФ);
-
постановления Конституционного
Суда РФ, касающиеся вопросов
соответствия Конституции РФ определенных нормативно-правовых актов о
правоохранительной деятельности.
Классификация нормативно-правовых актов о правоохранительных органах в
зависимости от их содержания:
-
акты общего характера: Конституция РФ, Закон Российской Федерации «О
безопасности» от 05.03.92 № 2446-1 (в ред. от 25.07.2002) и т. п. Указанные
акты имеют значение для организации и функционирования всех правоохранительных
органов, определения принципов правоохранительной деятельности. Так, Конституция
РФ определяет основные (конституционные) права и свободы личности (гл. 2 «Права
и свободы человека и гражданина»), многие из которых имеют прямое отношение к
правоохранительной деятельности (право на жизнь и личную неприкосновенность, тайна
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.
п.). Кроме того, гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть» определяет основные
принципы организации, функционирования и комплектования судебных органов.
Важное значение имеют и другие положения Конституции РФ;
-
акты о правосудии и судебной
власти: Федеральные конституционные
законы «О судебной системе РФ» от 31.12.96 № 1-ФКЗ (в ред. от 04.07.2003) и «О
Конституционном Суде РФ» от 21.07.94 № 1-ФКЗ (в ред. от 15.12.2001), Закон
Российской Федерации «О статусе судей» от 26.06.92 № 3132-1 (в ред. от
15.12.2001) и т. п. Указанные акты определяют общие принципы осуществления
правосудия, вопросы организации и функционирования судебной власти, принципы и
порядок осуществления конституционного контроля, вопросы статуса судей и пр.;
-
акты об организационном
обеспечении деятельности судов,
органах, осуществляющих эту деятельность, их организации и функционировании:
уже упоминавшиеся Законы «О судебной системе РФ», «О Конституционном Суде РФ»,
Федеральные законы «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 08.01.98
№ 7-ФЗ, «О судебных приставах» от 21.07.97 № 118-ФЗ (в ред. от 07.11.2000), «О
третейских судах» от 24.07.2002 № 102-ФЗ, «Об органах судейского сообщества в
РФ» от 14.03.2002 № 30-ФЗ (в ред. от 04.07.2003) и т. п. Указанные акты
направлены на обеспечение нормальных условий функционирования судебной системы;
-
акты о прокуратуре и
прокурорском надзоре: Федеральный
закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.92 № 2202-1 (в ред. от 18.07.2003), Положение
о военной прокуратуре, принятое Верховным Советом СССР 04.08.81, и т. п.
Указанные акты определяют организацию, порядок формирования и полномочия
органов прокуратуры, принципы, порядок осуществления прокурорского надзора,
средства прокурорского реагирования, статус прокурорских работников и другие
вопросы прокурорского надзора и прокуратуры;
-
акты о выявлении и
расследовании преступлений:
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от
07.07.2003), Закон Российской Федерации «О милиции» от 18.04.91 № 1026-1 (в
ред. от 07.07.2003), Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»
от 12.09.95 № 144-ФЗ (в ред. от 30.06.2003),Федеральный закон «О федеральной службе
безопасности» от 03.04.95 № 40-ФЗ (в ред. от 30.06.2003) и мн. др. Эта группа
нормативных актов определяет вопросы организации и деятельности большого круга
органов по выявлению и расследованию преступлений (милиции, ФСБ, следователей
прокуратуры и т. п.), их полномочия и обязанности в сфере выявления и
расследования преступлений, процедуру расследования преступлений;
-
акты об организации юридической
помощи: Основы законодательства
Российской Федерации о нотариате, принятые Верховным Советом РФ 11.02.93
№4462-1 (в ред. от 24.12.2002), Федеральный закон «Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 №63-ФЗидр. Эти акты регулируют вопросы
организации и деятельности различных органов, оказывающих юридическую помощь
(адвокатура, нотариат), определяют полномочия, права и обязанности указанных
органов.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Общая характеристика планирования
Общая характеристика планирования (Фролова Т.А., 2009)
Общая характеристика и виды преступлений против собственности
Общая характеристика предприятия
Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации (Батычко В.Т., 2010)
Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
|