Т.А. Фролова
Экономическая теория
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Тема 7. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
3. Монополия
Основные черты монополии:
1. На рынке единственная фирма
осуществляет весь выпуск. Действия фирмы оказывают влияние на рыночную цену.
2. Монополист осуществляет контроль над
ценой и может влиять на нее, изменяя количество товара.
3. Продукт монополии уникален.
4. Высокие барьеры для вступления новых
фирм в отрасль. Барьеры являются причиной возникновения монополий.
Чистая (экономическая) монополия возникает обычно там, где
отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в
известной степени уникален. В условиях чистой монополии отрасль состоит из
одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.
Чистая монополия может быть:
а) простой (продукт продается всем по
одной и той же цене);
б) с ценовой дискриминацией.
Барьеры для вступления фирм в отрасль:
1) экономия, обусловленная ростом
масштабов производства. Такие отрасли называются естественными
монополиями (муниципальные коммунальные хозяйства, газовые и
электрические компании, метрополитен, железные дороги). Увеличение числа фирм
в отрасли вызывает рост средних издержек. Характерным признаком естественной
монополии является снижение средних затрат вплоть до полного насыщения
отраслевого спроса;
2) легальные барьеры. Государство создает официальные барьеры,
выдавая патенты и лицензии, возникает легальная монополия;
3) владение уникальными природными
ресурсами (исключительное
право на какой-либо ресурс);
4) директивный запрет заниматься
некоторыми видами деятельности (например, государственная монополия на
производство и продажу алкогольной продукции, оружия);
5) высокий начальный капитал, когда
необходимо осуществить большие единовременные вложения в основной капитал,
которые в случае выхода из отрасли, нельзя вернуть.
Монополия может быть:
а) закрытая
(фирма защищена патентами, лицензиями);
б) открытая (фирма-монополист
производит новую продукцию или разрабатывает новую технологию. Единственная
защита от конкурентов – коммерческая тайна).
Кривая спроса на продукт монополии
является кривой рыночного спроса. Монополист может определять объем
производства и назначать цену (рис.6.6).

Рис.7.6. Спрос, предельный и совокупный доход в условиях
чистой монополии
Совокупный доход монополиста равен:
TR = MR1 + MR2 + …
Максимальный совокупный доход (TR)
при условии MR = 0.
Монополист предпочитает работать на эластичном участке
кривой спроса.
Рис.7.7.
Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии
Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает
такой объем продукции, при котором MR = MC. Цена
превышает предельный доход (P > MR). В случае простой монополии (не прибегающей к
ценовой дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены. Когда спрос
эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда
спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Когда
спрос единичной эластичности, MR = 0, общий доход максимален.
Когда спрос эластичен, предельная выручка больше нуля
(MR>0) и совокупная выручка растет. А когда спрос
неэластичен, предельная выручка меньше нуля (MR<0) и
совокупная выручка падает. Предельная выручка меньше цены при всех уровнях
выпуска:
MR
< Р
Разрыв между ценой и предельной выручкой возникает
потому, что фирма продает всю продукцию, произведенную в течение данного
периода, по одинаковой цене.
Монопольная власть
является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/ Е).
Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934г. предложил следующий индекс:

где IL –
лернеровский индекс монопольной власти;
Pm – монопольная цена;
MC –
предельные издержки;
ε – коэффициент ценовой эластичности спроса на продукцию.
Чем выше этот индекс, тем больше монопольная власть.
Для характеристики монопольной власти используется и
показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван индексом
Херфиндаля-Хиршмана (Iнн):
Iнн = S12 + S22 + S32 +
… + Sn2 ,
где S1 – удельный вес самой крупной фирмы в выпуске всей
отрасли;
S2 - удельный вес следующей по величине фирмы в выпуске
всей отрасли;
Sn -
удельный вес наименьшей фирмы в выпуске всей отрасли.
Наихудшим для потребителя случаем является монополия,
практикующая ценовую дискриминацию.
Ценовая дискриминация состоит в
том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам,
в зависимости от их платежеспособности.
Это происходит при следующих предпосылках:
если продавец обладает достаточно высокой степенью
монополии, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;
если можно сегментировать рынок – разбить покупателей
на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;
если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем
перепродать его дороже.
Виды ценовой дискриминации:
а) по объему покупки (опт и розница);
б) по социально-демографическим признакам покупателей
(возраст, доход, социальное положение);
в) по рынкам (внутренний и внешний);
г) по среднестатистическому количеству покупок за
определенный период (сезонные скидки, распродажи).
Фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают
значительную часть потребительского излишка, устанавливая цены выше равновесного
уровня. В предельном случае дискриминирующая фирма стремится полностью
поглотить потребительский излишек. Монополист получит не только прибыль,
обычную для монополиста, но и дополнительную прибыль.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Монополистический капитализм
Монополистическая конкуренция (Фролова Т.А.)
Монополистическая конкуренция
Монополия
Монополия (Алесинская Т.В. и др.)
Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация
|