МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
15. Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация
Монополия – это фирма-отрасль, производящая продукцию, не имеющая
заменителей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию.
Монополия выступает в следующих формах:
1) закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторским
правом, патентом;
2) открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы,
впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);
3) естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы
(электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).
Особое место занимает феномен “естественной монополии”. К естественным монополиям
относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие
уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании
водоснабжения, линии связи, транспортные фирмы). Как правило, подобные “естественные
монополии” находятся в собственности государства или действуют под его контролем.
Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным
с масштабом производства – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения
производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности
крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит
и понижение издержек на единицу продукции.
Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат
к нескольким видам сразу.
Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой.
Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию
разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация проводится:
– по объему покупки (опт и розница);
– покупателю (по доходам, возрасту). Например продажа авиабилетов
бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, т.к.
они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее, и могут выбрать
более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа
более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически
нет (спрос неэластичен);
– разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.
Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая
большую долю рынка.
Так как монополист на рынке функционирует один, то кривые спроса для фирмы
и отрасли совпадают (рис. 15.1). Монополист выбирает такую комбинацию цены и
объема в отличие от конкурентной фирмы, которая выбирает только объем, которая
позволит получить максимальную прибыль.
Монополист максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором
предельный доход равен предельным издержкам (рис. 15.1)
MR=MC.
В отличие от рынка совершенной конкуренции цена монополиста превышает MC
P>MC=MR.
Таким образом Pm и Qm
– цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Qm
был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по Pk (в условиях конкурентного рынка P=MR=MC). Так как Pm> Pk, а Pm> MR=MC, следовательно, PmPk – величина монопольной власти (L). Источником монопольной власти является низкая эластичность
спроса по цене
.
Рис. 15.1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом
То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его
монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста Pm>Pz
(себестоимость QM), величину
прибыли характеризует прямоугольник PmmzPz.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Монополия
Монополия - Проклин А.Н. История экономики
Монополия
Монтажист
Монтажник (Выпуск №29 ЕТКС)
Монтажник аппаратуры специальных головных уборов
|