Т.А.Фролова
Экономика предприятия: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2005
Тема 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
3. Внешняя и внутренняя среда предприятия
Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при
условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических,
общественных и природных условий, национальных и межгосударственных
институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в
окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую
создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции
(услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты,
государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и
др. контактные аудитории;
макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает
природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую,
политическую и международную среду.
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов,
наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот
более полно использовать благоприятные возможности.
Поставщики - это
разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие
материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для
производства конкретных товаров или услуг.
Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на
разных клиентурных рынках:
- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного
потребления);
- производителей (организации, приобретающие продукцию
производственно-технического назначения);
- промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей
их перепродажи с прибылью для себя;
- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для
государственных нужд);
- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах
клиентурных рынков).
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в
продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К
ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации
товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые
учреждения.
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более
выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо
постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную
рыночную стратегию и тактику.
Контактные аудитории - это
организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или
оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это
финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры),
средства информации, различные государственные учреждения представительской и
исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные
организации).
В макросреде предприятия действует значительно большее количество
факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность
и непредсказуемость последствий.
Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит
некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства
в процесс рационального использования и воспроизводства природных
ресурсов.
Демографические факторы. Для демографической среды характерны:
увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа
служащих.
Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических
рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия
приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей
среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры
населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к.
в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения.
Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем
технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и
автоматизации производственных процессов.
Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет
определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он
охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические
исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки,
создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а
также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление
материально-технической базы промышленных предприятий, растет
производительность труда повышается эффективность производства.
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат:
рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания
курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и
кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов,
уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения
окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования
и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за
доброкачественностью и безопасностью товаров.
Политические факторы. На производственной и социальной
деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в
политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование
предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны
государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные
изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий
хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.
Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию
мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост
экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой
системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия,
осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
Внутренняя среда фирмы является по существу
реакцией на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой
фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно,
должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно
свести к следующим укрупненным сферам:
производство,
маркетинг,
НИОКР,
финансовое управление,
общее управление.
Такое деление на сферы деятельности носит
условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных
структурах.
Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним
совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и
покупателями по поводу купли-продажи.
Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм
собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная
конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.
Рынок выполняет следующие
функции:
а) регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и
услуг);
б) контролирующую (определяет общественную значимость произведенного
продукта и затраченного на его производство труда);
в) распределительную (устанавливает необходимые воспроизводственные
пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);
г) стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда,
использовать новую технику);
д) информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной
сфере);
е) санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых,
неконкурентоспособных хозяйственных единиц).
Инфраструктуру рынка
составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и
обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К
наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные,
товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные
центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства
коммуникации.
Таким образом, внешняя среда предприятия
представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:
- потребления;
- научно-технической, экономической,
политической информации;
- капитала;
- рабочей силы;
- сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде
должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и
ограничениям.
Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано
постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива,
но и местного и общегосударственного значения.
Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется принципами:
n
взаимовыгодности и равноправия деловых
отношений;
n
ответственности перед конечным
потребителем;
n
достижения экономического и коммерческого
преимущества исключительно за счет инноваций;
n
экономного ведения хозяйства;
n
соблюдения этического кодекса
предпринимательства.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Внешняя и внутренняя среда предприятия
Внешние долговые требования Российской
Федерации - ст.122 БК РФ
Внешнеторговая политика государства
Внешняя проверка годового
отчета об исполнении федерального бюджета
Внешняя проверка годового отчета об
исполнении бюджета - ст.264.4 БК РФ
Внешняя среда предприятия
|