Т.В. Яркина
Основы экономики предприятия
1. Предприятие в условиях рыночной экономики
1.3. Внешняя среда предприятия
1.3.1. Общая характеристика внешней среды предприятия
Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии
активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических,
общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных
структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия
и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики
материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия,
торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные
учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную,
демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую
и международную среду.
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее
существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно
использовать благоприятные возможности.
1.3.2. Микро- и макросреда хозяйствования, определяющие факторы
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию
и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми
посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.
Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие
материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства
конкретных товаров или услуг.
Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных
клиентурных рынках:
- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);
- производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического
назначения);
- промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их
перепродажи с прибылью для себя;
- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных
нужд);
- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных
рынков).
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении,
сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые
посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по
оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия
производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно
изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию
и тактику.
Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный
интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных
целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа,
акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской
и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные
организации).
В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов,
чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость
последствий.
Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов
сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального
использования и воспроизводства природных ресурсов.
Индустриально-аграрный потенциал Украины базируется в значительной степени
на собственных минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах. В настоящее
время разведано более 8 тыс. месторождений свыше 90 видов полезных ископаемых.
Ежегодная добыча минерального сырья превышает 1 млрд. тонн, что составляет около
5% мировой добычи. Наиболее важные: каменный уголь, железные и марганцевые руды,
сера, графит, цементное сырье, нерудное металлургическое сырье.
Наша страна располагает значительными энергетическими ресурсами, которые обеспечены
работой атомных, тепло- и электростанций, а также имеет годовой ветроэнергетический
потенциал в 150 млрд квт/час.
Демографические факторы. Для демографической среды Украины характерны: увеличение
смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих. Превышение
количества умерших над количеством рожденных за 1991-1997 годы составило 1,5
млн. человек. Нынешний уровень рождаемости на Украине - один из наиболее низких
среди новых независимых государств в Европе (после России).
Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках
- детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать
свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного
и пенсионного возраста.
Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового
потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах Украины оказалась
меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии
живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня
механизации и автоматизации производственных процессов.
Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую
роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все
звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные
изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой
техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники
в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных
предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад
промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса гривни
относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования,
спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика
цен, безработица и др.
Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей
среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства
природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью
и безопасностью товаров.
В настоящее время две трети территории Украины охвачены острым экологическим
кризисом. Ежегодно потери от неэффективного природопользования составляют от
15 до 20% национального дохода, что само по себе указывает на необходимость
установления гармоничных взаимоотношений предприятий и природы. Нужно максимально
учитывать природные условия и ресурсы, другие компоненты при проектировании
и функционировании предприятий, добиваться обеспечения экономического равновесия
в производственной и социальной деятельности и воспроизводства природной среды.
Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия
определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее
характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности,
повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением
законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести
к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.
Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой
экономики, изменение стоимости доллара на мировом рынке, рост экономической
мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие
новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие
внешнеэкономическую деятельность.
1.3.3. Рынок и поведение на нем субъектов хозяйствования
Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений,
которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу
купли-продажи.
Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности
и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция,
являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.
Рынок выполняет следующие функции:
- регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);
- контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта
и затраченного на его производство труда);
- распределительную (устанавливает необходимые вопроизводственные пропорции,
обеспечивающие сбалансированность экономики);
- стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать
новую технику);
- информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);
- санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентноспособных
хозяйственных единиц).
Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления
деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов.
К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые,
фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная
и складская сеть, системы и средства коммуникации.
Существуют следующие принципы поведения хозяйствующих субъектов в рыночной
экономике:
1) принцип свободы экономической, хозяйственной и предпринимательской деятельности,
который проявляется в предоставлении субъекту собственнических и предпринимательских
прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в конкретные
объекты, а также в ликвидации чрезмерных ограничений на формы, виды, объекты
предпринимательства предприятий и граждан;
2) принцип свободного рыночного ценообразования;
3) принцип главенства потребителя;
4) принцип партнерства (на основе договоров и контрактных отношений);
5) принцип государственного регулирования рыночных отношений (на основе государственных
программ, антимонопольных мер, ценовых ограничений, налогового, финансово-кредитного
и трудового законодательства).
Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно
решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива,
но и местного и общегосударственного значения.
Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется также принципами:
- взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;
- ответственности перед конечным потребителем;
- достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет
инноваций;
- экономного ведения хозяйства;
- соблюдения этического кодекса предпринимательства.
|