Г.Б. Баканов
Маркетинг: лекции
Таганрог: ТРТУ, 2005
Тема 3. РЫНОЧНЫЙ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
2. Спрос
Спрос - это количество товара или услуги,
которое будет куплено по определенной цене за определенный период.
Зависимость
между ценой и спросом выражается в виде рис. 3.1.

Рис. 3.1.
График спроса
P 1 и
P 2 - цена
Q 1 и
Q 2 - величина спроса
D - спрос
- изменения в денежных доходах населения (рост
доходов увеличивает спрос на разные виды товаров (высококачественные
продукты питания, мебель, бытовую технику) при всех возможных ценах на
них;
- изменения в структуре населения (старение
населения, рост количества пенсионеров увеличивает спрос на диетическое
питание, лекарства, медицинское обслуживание);
- изменения цен на другие товары, особенно на
товары-заменители (рост цен на сливочное масло вызовет повышение
спроса на маргарин);
- экономическая политика правительства (денежные
пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличат
спрос на товары, потребляемые этой группой населения);
- изменение потребительских предпочтений под
воздействием рекламы, моды и др. (увеличение спроса на спортивную обувь в
80-е гг. связано с тем, в среде молодежи она перешла в разряд
повседневной).

Во-первых, потому, что при снижении
цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода). Во-вторых ,
товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и
приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).
Эффект дохода показывает, как
изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары.
Например, при снижении цены на яблоки в 3 раза (с 60 до 20 руб. за кг)
потребитель на свой постоянный доход в 6 тыс. рублей сможет купить не 10 кг, а
30 кг фруктов. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем
уровне, т. е. 10 кг, то на "высвобожденные"деньги можно приобрести
дополнительное количество других продуктов питания овощей, мяса, кондитерских
изделий и т.п.
Эффект замещения показывает взаимосвязь
между относительными ценами товаров и объемом спроса. Снижение цен на яблоки,
при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное
удешевление по сравнению, с грушами и другими плодово-ягодными продуктами.
Потребитель начнет замещать относительно более дорогие фрукты более дешевыми
яблоками, приобретая, например уже не 10, а 20 кг.
При покупке товаров нормального качества эффект
дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший
объем спроса при снижении цен на товары. Вместе с тем,
существуютнизкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки
(маргарин, "собачья" колбаса, низкокачественные папиросы и сигареты).
Изменение цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных
направлениях.
Снижение цен, на низкокачественные сигареты
приведет к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие
действия эффекта дохода потребитель стал немного богаче, а богатый человек
сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары.
Если товары низкого качества занимают
незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект
замещения "перевесит" эффект дохода и потребитель будет покупать
большее количество таких сигарет. Кривая спроса на такой товар, как и в случае
с нормальными товарами будет иметь отрицательный наклон.
Закон спроса не действует:
Если спрос
изменился под воздействием неценовых факторов, то при той же цене это будет уже
новый спрос, и на графике он отражается другой кривой.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Способы формирования имущественной основы предпринимательской деятельности
Способы управления многоквартирными домами (Батычко В.Т., 2009)
Способы расчета ВНП
Спрос и предложение во внешней торговле
Спрос и предложение труда (Фролова Т.А., 2009)
Спрос и предложение труда
|