Совет директоров фирмы "Русские автомобили"
должен принять важное решение. Какой образец запускать в серию - маленького
верткого "Алешу" или представительного "Добрыню"?
Отличаются эти типы автомобилей прежде всего расходом бензина на 100 км пробега
- "Добрыня" больше, тяжелее, а потому и бензина ему надо больше, чем
"Алеше". Зато "Добрыня" гораздо солиднее и вместительнее.
При дешевом бензине потребители предпочтут "Добрыню", при дорогом -
"Алешу".
Итак, каждый из двух вариантов решения
имеет плюсы и минусы. Для принятия решения явно не хватает следующей
количественной информации:
- насколько вероятна к моменту выхода
продукции на рынок низкая цена бензина и насколько - высокая;
- каковы будут финансовые
результаты работы фирмы при различных
вариантах сочетания цены бензина и типа
выпускаемого автомобиля (а таких сочетаний четыре: низкая цена бензина -
автомобиль "Алеша", низкая цена бензина - автомобиль
"Добрыня", высокая цена бензина - автомобиль "Алеша",
высокая цена бензина - автомобиль "Добрыня")
На эти вопросы генеральный директор
фирмы заранее поручил ответить соответствующим специалистам. Перед началом заседания члены Совета директоров получают
нужные для принятия решения количественные данные, сведенные в табл.1.
Табл.1. Прибыль фирмы "Русские автомобили"
при выпуске автомобилей двух типов (млн. руб.)
Цена бензина |
Автомобиль
"Алеша" |
Автомобиль
"Добрыня" |
Низкая (60 %) |
750 |
1000 |
Высокая (40 %) |
500 |
200 |
На заседании Совета директоров
началась дискуссия.
- Полагаю, надо получить максимум в
самом плохом случае, - сказал осторожный Воробьев. - А хуже всего будет при
высокой цене бензина, прибыль фирмы по
сравнению со случаем низкой его цены уменьшается при любом нашем решении.
Выпуская "Алешу", заработаем 500 миллионов, а "Добрыню" -
200 миллионов. Значит, надо выпускать "Алешу" - и как минимум 500
миллионов нам обеспечены.
- Нельзя быть таким пессимистом, -
заявил горячий Лебедев. - Скорее всего, цена бензина будет низкой (за это - 60
шансов из 100), а высокой - лишь как
исключение. Надо быть оптимистами - исходить из того, что все пойдет, как мы
хотим, цена бензина будет низкой. Тогда, выпуская "Добрыню", получим
миллиард в бюджет фирмы.
- На мой взгляд, и пессимист Воробьев,
и оптимист Лебедев обсуждают крайние случаи - самую худшую ситуацию и самую
лучшую. А надо подходить системно, обсудить ситуацию со всех сторон, учесть обе
возможности, - начал свое выступление обстоятельный Чибисов, когда-то
изучавший теорию вероятностей. -
Рассмотрим сначала первый вариант - выпуск "Алеши". Мы получим 750
миллионов в 60% случаев (при низкой цене бензина) и 500 миллионов в 40% случаев
(при высокой его цене), значит, в среднем 750 х 0,6 + 500 х 0,4 = 450 + 200 =
650 миллионов. А для варианта
"Добрыни" аналогичный расчет дает 1000 х 0,6 + 200 х 0,4 = 600 + 80 =
680 миллионов, т.е. больше. Значит надо
выпускать "Добрыню".
-
Предыдущий оратор рассуждает так, как будто мы будем выбирать тип автомобиля на
каждом заседании Совета директоров, да
и все данные в табл.1 лет сто не изменятся, - вступил в дискуссию экономист
Куликов. - Но нам предстоит принять решение только один раз, и сделать это надо
так, чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях. Если мы решим выпускать
"Добрыню", а к моменту выхода
на рынок цена бензина окажется высокой, то получим 200 миллионов вместо 500
миллионов при решении, соответствующем будущей цене бензина. Значит, упущенная
выгода составит 500 - 200 = 300 миллионов. При выпуске "Алеши" в
случае низкой цены бензина упущенная выгода составит 1000 - 750 = 250
миллионов, т.е. будет меньше. Значит, надо выпускать "Алешу".
- Подведем итоги, - сказал
председательствующий Медведев. - Выступили четверо, каждый привел убедительные
доводы в пользу того или иного решения, каждый исходил из той или иной
теоретической концепции. При этом за выпуск "Алеши" выступили
Воробьев и Куликов, а за выпуск "Добрыни" - Лебедев и Чибисов. Будем
голосовать.
Результаты голосования - 15 членов
Совета директоров за выпуск "Добрыни", 8 (в основном более осторожные
представители старшего поколения) - за выпуск "Алеши". Большинством
голосов решение принято - фирмы "Русские автомобили" будет выпускать
"Добрыню" (см. также главу 8 книги [1]).