Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Учебник. 1999.
Предоставлен компанией
"Центр Кадровых
Технологий - XXI век"
Глава 1. Управление персоналом в системе современного
менеджмента
Если вы хотите, чтобы команда выиграла прыжки в высоту,
найдите одного человека, который может прыгнуть на
семь футов, а не семь человек, прыгающих каждый на один фут.
Один из законов Мэрфи
Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность
деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление
специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной
социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах
кадровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией линейных
руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и руководителей)
кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской
(администраторской) деятельностью, то возникновение управленческой (штабной)
функции, связанной с обеспечением должного уровня кадрового потенциала
организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило
значение этого направления менеджмента. Именно с появлением управления
персоналом как специализированной штабной деятельности в системе современного
менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который
постепенно интегрирует и трансформирует сложившиеся формы кадровой работы.
Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей системного подхода,
разработка различных моделей организации как системы — не только функционирующей,
но и развивающейся, — на основе которых сформировался новый подход в кадровом
менеджменте — управление человеческими ресурсами.
1.1. Парадигмы управления персоналом в XX в.
Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И все тогда пошло на стать,...
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности
на протяжении ХХ столетия достаточно четко выделяются периоды, связанные
с выдвижением принципиально новых идей, доктрин и подходов в кадровой
работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, апеллируя главным
образом к опыту развитых стран Запада, обычно говорят о двух основных
подходах в работе с персоналом:
- доктрине научного управления, или научной организации труда;
- доктрине человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала внимание на использовании методов
оптимизации организационных, технических и социальных компонентов производственных
систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение морально-психологических
и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала
организаций.
Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся
в работе с персоналом во второй половине ХХ в. Появление множества школ
(в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный обмен
опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов.
Скорее, можно говорить о парадигмальной направленности происходящих “тектонических”
cдвигов в доминирующих концептуальных схемах управленческого мышления.
Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского
героизма, максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация
стиля организационного поведения и делегирование ответственности, качество
продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий
капитал, многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков
неполный перечень ключевых характеристик упомянутых изменений. Их природа
— в трансформации форм организации совместной деятельности в ХХ в.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Управление персоналом
Управление оборотными средствами (Фролова Т.А., 2009)
Управление недвижимостью
Управление персоналом: Стадия спада
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Управление портфелем СЗХ фирмы
Управление портфелем диверсифицированной фирмы
|