Г.Я.
Гольдштейн
Основы менеджмента: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 1997. - 145 с.
14. УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ СЗХ ФИРМЫ
14.1. Балансировка набора СЗХ
Одно из первых требований к набору СЗХ фирмы - его
сбалансированность во времени. Это означает, что необходимо избегать синхронного
начала и окончания жизненных циклов СЗХ. Желательно осуществить их разумное
"перекрытие", то есть несовпадение этапов жизненных циклов различных
СЗХ, что обеспечит равномерное без спадов развитие деятельности фирмы.
В качестве рабочей процедуры балансировки можно
использовать матрицу Хофера (табл. 14.1). Два ее основных поля соответствуют
краткосрочной и долгосрочной перспективам фирмы. На этих полях наносятся СЗХ
по правилам, отмеченным для матрицы "Дженерал-электрик".
Кроме наглядного представления сегодняшнего состояния
бизнеса, матрица дает возможность оценить перспективы объемов продаж, прибыли
и необходимых капиталовложений. В качестве примера на матрице нанесены СЗХ в
краткосрочной перспективе (А-D) и в долгосрочной (B-E).
Видно, что фирма планирует усиление КСФ и роста
объемов продаж в долгосрочной перспективе СЗХ С и D, несущественное изменение
положения СЗХ B (для нее наступает фаза зрелости), уход из СЗХ А и зарождение
новой СЗХ E, для которой, очевидно, следует планировать инвестиции в НИОКР.
Алгоритм балансировки набора СЗХ:
1. Распределение СЗХ в клетках матрицы.
Исходная информация: фаза жизненного цикла, будущий
КСФ, масштабы рынка (диаметр круга), доля фирмы на рынке, прибыли в данной СЗХ,
стратегические инвестиции, планируемые на данной фазе жизненного цикла.
2. Суммирование объемов продаж и прибылей в обоих
блоках по вертикали и горизонтали (клетки).
3. Определение контрольных цифр по фирме в целом
по этим показателям (они зависят от установок руководства, стратегии фирмы,
наличия и доступности ресурсов).
4. Распределение вкладов различных СЗХ в достижение
контрольных цифр с учетом необходимости балансировки по фазам жизненного цикла.
5. Распределение наличных капвложений по фазам жизненного
цикла.
6. Проверка обеспеченности ресурсами.
7. Определение необходимых изменений в наборе СЗХ.
Таблица 14.1
Матрица Хофера балансировки набора
СЗХ
Капиталовложения
|
|
|
|
|
|
|
Прибыль
|
|
|
|
|
|
|
Объем продаж
|
|
|
|
|
|
|
КСФ
|
Сильный
|
C
|
|
|
|
|
Краткосрочная перспектива
|
Средний
|
|
D
|
B
|
|
|
Слабый
|
|
|
|
|
А
|
Фазы жизненного цикла
|
Зарождение
|
Рост
|
Замедление роста
|
Зрелость
|
Спад
|
|
КСФ
|
Сильный
|
|
C
|
D
|
|
|
Долгосрочная перспектива
|
Средний
|
E
|
|
|
B
|
|
Слабый
|
|
|
|
|
А
|
Объем продаж
|
|
|
|
|
|
|
Прибыль
|
|
|
|
|
|
|
Капиталовложения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма |
14.2. Стратегическая гибкость фирмы
Гибкость характеризуется устойчивостью деятельности
фирмы по отношению ко всем возможным внешним влияниям. Оценка стратегической
гибкости набора СЗХ производится с помощью вспомогательной таблицы 14.2.
В столбце "Неожиданности" выписываются
все возможные события, которые могут повлиять на бизнес в любой СЗХ. В столбце
"Вероятность" записывается оценка вероятности этих событий. В столбце
"Уровень влияния" в баллах от 0 до 10 оценивается влияние события
на деятельность в конкретной СЗХ. Столбец "Значимость" содержит произведение
предыдущих двух столбцов ("вероятность" x "уровень
влияния"). Такая оценка делается для всех СЗХ.
Сумма по столбцу "Значимость" для каждой
СЗХ дает оценку устойчивости данной СЗХ ко всем возможным воздействиям, а сумма
граф "Значимость" по горизонтали дает оценку устойчивости всего набора
СЗХ по отношению к конкретной неожиданности. Такой алгоритм позволяет произвести
оценку любых возможных наборов СЗХ по критерию максимума стратегической гибкости
фирмы.
Таблица 14.2
Оценка стратегической гибкости фирмы
|
|
СЗХ-1
|
СЗХ-2
|
СЗХ-n
|
|
Неожиданность
|
Вероятность (0-1)
|
Уровень влияния
|
Значи-ость
|
У...
|
З...
|
У...
|
З...
|
Значимость
|
1. Война
2. Землетрясения
3. Таможенные изменения
4. Неурожай
...
и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14.3. Оценка синергизма набора СЗХ
Синергизм - термин, заимствованный из физиологии,
буквально означает взаимодействие группы мышц. В менеджменте он означает взаимодействие
различных сфер бизнеса фирм. Например, различные СЗХ могут использовать общие
производственные мощности, общефирменные службы, научно - исследовательские
подразделения, сети товародвижения и т.д. Таким образом, синергизм -это эффект
взаимодействия, который обеспечивает эффективность бизнеса, большую, чем простая
арифметическая сумма деятельности отдельных СЗХ (иносказательно 2+2=5).
Оценка синергизма производится по "шахматной"
таблице 14.3 в баллах.
Алгоритм оценки синергизма:
1. Определение в баллах (0 - 10) уровней синергизма и заполнение соответствующих
клеток "шахматки" (табл. 14.3).
2. Выведение сумм по строкам и столбцам.
3. Оценка степени зависимости пар СЗХ.
4. Определение важнейших для фирмы "сквозных" линий синергизма.
5. Повторение этих шагов для долгосрочной перспективы.
Таблица 14.3
Таблица оценки синергизма фирмы
|
Дающие СЗХ
|
Суммарная зависимость
|
СЗХ-1
|
СЗХ-2
|
СЗХ-3
|
Получающие СЗХ
|
СЗХ-1
|
*
|
|
|
|
СЗХ-2
|
|
*
|
|
|
СЗХ-3
|
|
|
*
|
|
|
Суммарный вклад
|
|
|
|
|
14.4. Комплексная оценка набора СЗХ
Итак, при выборе и управлении набором СЗХ следует
учитывать следующие факторы:
- краткосрочные перспективы роста (см. 13.4),
- долгосрочные перспективы роста (см. 13.4),
- краткосрочные перспективы рентабельности (см. 13.4),
- долгосрочные перспективы рентабельности (см. 13.4),
- стратегическая гибкость набора СЗХ (см. 14.2),
- его синергизм (см. 14.3).
Алгоритм комплексной оценки (табл. 14.4):
1. Определение приоритетов указанных выше факторов (P) в краткосрочной (КП)
и долгосрочной (ДП) перспективе.
2. Балансировка набора СЗХ по фазам жизненного цикла (см. 14.1).
3. Оценка Rn перспектив роста, рентабельности СЗХ, гибкости и синергизма испытуемых
наборов СЗХ (см. 13.4, 14.2, 14.3).
4. Нормирование (в случае необходимости) исходных величин.
5. Расчет оценок наборов с помощью таблицы 14.4.
6. При неудовлетворительном результате производится исследование альтернативных
наборов СЗХ.
7. Проверка выбранного набора на осуществимость по ресурсам.
Таблица 14.4
Комплексная оценка набора СЗХ
Факторы
|
Рост
|
Рентабельность
|
Гибкость
|
Синер
|
Оценка
|
|
КП
|
ДП
|
КП
|
ДП
|
КП
|
ДП
|
гизм
|
набора
|
|
Р1
|
Р2
|
Р3
|
Р4
|
Р5
|
Р6
|
Р7
|
|
Оценка факторов
в баллах
|
R1*P1
|
R2*P2
|
R3*P3
|
R4*P4
|
R5*P5
|
R6*P6
|
R7*P7
|
![](./14.files/image025.gif)
|
Оценка альтернативных наборов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
***
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Управление персоналом: Стадия спада
Управление персоналом: Управление персоналом в системе современного менеджмента
Управление персоналом
Управление портфелем диверсифицированной фирмы
Управление потоками денежных средств (Фролова Т.А.)
Управление проектами
|