В.А. Авдеев, В.Ф. Гузик
Компьютеры: шины, контроллеры, периферийные устройства
Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2001. - 536 с.
9. Устройство отображения информации
9.5. Текстовый режим
После загрузки компьютера дисплей начинает работать в
текстовом режиме. В этом режиме видеобуфер хранит код символа и код атрибута.
Младшие четыре разряда кода атрибута определяют цвет символа (биты I, R, G и B,
где I – интенсивность свечения). Старшие четыре разряда задают цвет фона (биты
I/B, R, G и B, где I/B – интенсивность или мигание символа), программируются
битом 5 регистра управления режимом (порта 3D8h).
Используя 3 основных цвета R, G и B, можно получить 8 цветовых
комбинаций. Управляя еще и интенсивностью (I) свечения,
образуют 16 цветовых комбинаций с помощью кода IRGB. В
табл. 9.4 представлено базовое кодирование цветов (палитра цветов).
Таблица 9.4
Номер цвета
|
4-битный код
|
Название цвета
|
I
|
R
|
G
|
B
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Черный
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
Синий
|
2
|
0
|
0
|
1
|
0
|
Зеленый
|
3
|
0
|
0
|
1
|
1
|
Голубой
|
4
|
0
|
1
|
0
|
0
|
Красный
|
5
|
0
|
1
|
0
|
1
|
Вишневый
|
6
|
0
|
1
|
1
|
0
|
Коричневый
|
7
|
0
|
1
|
1
|
1
|
Белый
|
8
|
1
|
0
|
0
|
0
|
Серый
|
9
|
1
|
0
|
0
|
1
|
Ярко-синий
|
10
|
1
|
0
|
1
|
0
|
Ярко-зеленый
|
11
|
1
|
0
|
1
|
1
|
Ярко-голубой
|
12
|
1
|
1
|
0
|
0
|
Ярко-красный
|
13
|
1
|
1
|
0
|
1
|
Ярко-вишневый
|
14
|
1
|
1
|
1
|
0
|
Желтый
|
15
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Ярко-белый
|
В адаптере CGA байт атрибута непосредственно управляет
выбором цветов символа и фона, а в адаптере EGA каждые четыре бита атрибута
используются как индекс для выбора одного из шестнадцати режимов палитры,
6-разрядный код Rr Gg Bb которого поступает в монитор. В этом коде для каждого
цвета применяются два бита (00 – цвет выключен, 01 – слабый цвет, 10 – обычный
и 11 – яркий). Такое кодирование увеличивает число цветов до 64. Адаптер VGA
содержит дополнительно 256 18-разрядных регистров цвета ЦАП, выбор каждого из
которых осуществляется 8-разрядным кодом, причем младшие 6 или 4 бита
считываются из регистра палитры, используемого также в EGA, а старшие 2 или 4
бита берутся из регистра выбора цвета. Объединением битов (6 и 2, 4 и 4)
управляет бит 7 регистра управления режимом. Каждый 18-разрядный регистр цвета
ЦАП содержит три 6-разрядных поля R, G и B, которые соответственно поступают на
ЦАП R, ЦАП G и ЦАП B, аналоговые сигналы которых передаются в монитор. Этапы
дешифрирования битов атрибута в VGA показаны на рис. 9.6.
Рис. 9.6. Этапы
дешифрации битов атрибута
В адаптерах MDA и CGA символы хранятся в последовательных
ячейках видеобуфера, которые отображаются на прямоугольные координаты экрана
(рис. 9.7).
Рис. 9.7. Отображение видеобуфера на экране
В видеобуфере в младшем байте с четным (меньшим) адресом
хранится код символа, а в старшем байте с нечетным (большим) адресом – код
атрибута. Схема отображения кода символа на экран имеет следующий вид:
Код символа ® ПЗУ
(знакогенератор) ® сдвиговый регистр ® экран.
На экран в символьную позицию построчно отображается
матрично-пикселное изображение символа (рис. 9.8).
Рис. 9.8.
Матрично-пикселное изображение символа
Видеобуфер адаптеров EGA и VGA содержит четыре параллельных
банка памяти (0 – 3), начальный адрес которых B800:0000h
или A000:0000h, причем
отображаемые на экране данные хранятся в банках 0 и 1, а в банке 2 – таблицы
шрифтов знакогенератора. Байты символов с четными адресами размещаются в банке
0, а байты атрибутов с нечетными адресами – в банке 1. Управление обращением к
банкам 0 и 1 управляет контроллер ЭЛТ.
Похожие материалы:
Театрально-зрелищные предприятия
Тарифы на услуги в области гражданской авиации и
сборы за данные услуги, правила продажи перевозочных документов - Воздушный кодекс
Тарифные системы оплаты труда
Текстовый режим дисплея. Управление сдвигами отображаемых данных
Телефонные разговоры осужденных к лишению
свободы - ст.92 УИК РФ
Темперировщик жировой основы
|