В.Т. Батычко
Муниципальное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.
Лекция 7: «Пределы ведения и полномочия местного самоуправления»
7.2. Основные формы реализации полномочий органов местного самоуправления
Основными
формами
реализации полномочий органов местного самоуправления являются
правотворчество и правоприменение.
Правотворчество выражается в
принятии устава муниципального образования, внесении в него изменений или
дополнений, издании муниципальных правовых актов при установлении официальных
символов муниципального образования, при создании муниципальных предприятий и
учреждений, формировании и размещении муниципального заказа, установлении
тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями,
и т.д.
Правотворчество
органов местного самоуправления - это подзаконное правотворчество, или, как
иначе его называют другие ученые, - нормотворчество. В любом случае это форма
деятельности уполномоченных субъектов местного самоуправления по созданию,
изменению и отмене правовых норм.
Поскольку органы
местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты и
ненормативные (индивидуальные, общие) правовые акты, то принятие правовых актов
любого содержания (содержащих и не содержащих норм) относится к форме
реализации полномочий органов местного самоуправления.
Например, принятие
правового акта о порядке содержания придомовой территории в сельском населенном
пункте и утверждение целевой программы по совершенствованию социального
обслуживания граждан будут относиться к форме реализации полномочий органа
местного самоуправления в виде правотворчества.
Правоприменение может выражаться
в организационном и материально-техническом обеспечении подготовки и проведения
муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата,
члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица
местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ
муниципального образования, преобразования муниципального образования; в
организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического
развития муниципального образования, а также организации сбора статистических
показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы
муниципального образования, при предоставлении данных органам государственной
власти; осуществлении международных и внешнеэкономических связей и т.д.
Обращение органа
местного самоуправление или его должностного лица в суд с иском или заявлением
в защиту публичных интересов также является реализацией полномочий в порядке
правоприменения.
Особенностью при
реализации полномочий при правоприменении является ограничение для
муниципальных служащих и должностных лиц местного самоуправления на действия и
принятие решений по усмотрению.
Иными словами,
можно сказать, что органы местного самоуправления и их должностные лица при
реализации возложенных на них полномочий обязаны четко различать случаи, когда
они вправе действовать по усмотрению, а когда они обязаны реализовать то или
иное право, и если этого не будет сделано, тогда наступит их ответственность
перед государством и обществом.
Должное
правоприменение всегда является залогом точного и неукоснительного исполнения
действующего законодательства. Однако отсутствие единообразия в подходах к
толкованию норм права и органа власти, имеющего право давать официальное
толкование таких норм, не всегда позволяет органам местного самоуправления и их
должностным лицам правильно определять, в каких случаях они обязаны реализовать
то или иное право, а в каких - действовать по усмотрению. Однако во всех
случаях, когда речь идет о такой форме реализации полномочий органов местного
самоуправления, как правоприменение, все действия должностных лиц органов
местного самоуправления и решения органов местного самоуправления должны быть
основаны на нормах права.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Основные формы осуществления государственной власти
Основные формы оплаты труда и их влияние на результаты деятельности предприятия - Юркова Т.И. и др., 2006
Основные формы монополистических объединений
Основные формы участия работников в управлении
организацией
Основные функции Министерства юстиции Российской Федерации (Батычко В.Т., 2009)
Основные функции менеджмента
|