В.Т. Батычко
Муниципальное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.
Лекция 3: «Основы местного самоуправления»
3.2. Правовая основа местного самоуправления
Правовую основу местного самоуправления составляют: — Европейская
хартия о местном самоуправлении, — Конституция Российской Федерации,
- Федеральный
закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»,
- другие
федеральные законы;
- конституции,
уставы субъектов Российской Федерации, — законы субъектов Российской Федерации,
- уставы
муниципальных образований,
- другие
нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности
местного самоуправления.
Одной из наиболее глубоких и стабильных основ местного
самоуправления является Конституция Российской Федерации. Именно в Конституции
впервые закреплены исходные начала организации и деятельности местного
самоуправления, определены его место и роль в государственно-правовой структуре
российского общества.
Конституцией РФ утверждены местное самоуправление как одна из форм
осуществления народовластия, признание и гарантированность местного
самоуправления, обособленность органов местного самоуправления от системы
органов государственной власти, самостоятельность местного самоуправления в
пределах своих полномочий, определение форм местного самоуправления,
обязательный учет исторических и иных местных традиций, государственная гарантия
и судебная защита местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» закрепил перечень полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного
самоуправления.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации
Федеральный закон относит установление и обеспечение федеральных гарантий
местного самоуправления: государственных минимальных социальных стандартов;
федеральных программ развития местного самоуправления; порядка судебной защиты
прав местного самоуправления; порядка судебной защиты прав местного
самоуправления и т.д.
Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют правовое
регулирование местного самоуправления: принимают, например, законы субъектов
Федерации о местном самоуправлении, о муниципальных выборах, о местном
референдуме, о муниципальной службе.
Устав муниципального образования:
1) обладает признаками
учредительного документа. Именно в уставе определяется (учреждается) сама
система местного самоуправления, структура его органов. Единственное требование
— обязательное наличие выборного органа;
2) принимается самим
населением муниципального образования или его представительным органом при
непосредственном участии населения (в форме обсуждения проекта устава);
3) по предмету своего
регулирования является актом всеобъемлющего характера. Он призван закрепить и
урегулировать отношения не в одной какой-либо сфере общественной жизни, а во
всех основных областях жизнедеятельности местного сообщества и его членов;
4) служит основой
дальнейшего местного нормотворчества и обладает высшей юридической силой по
отношению ко всем другим актам данного муниципального образования.
Устав является источником права и
рассматривается как разновидность актов кодификационного значения. Действующим
законодательством предусмотрены различные случаи принятия уставов как одной из
форм нормативно-правовых актов, призванных: урегулировать организацию и порядок
деятельности в определенной сфере государственного управления (Устав железных
дорог, например). Устав как особый вид нормативно-правовых актов
характеризуется тем, что призван закрепить организацию, устройство той или иной
социальной системы, установить правовые основы ее функционирования, т.е.
закрепить правовой статус.
Характеристика устава как акта местного нормотворчества:
1) устав муниципального
образования обладает признаками учредительного документа. Именно в уставе
определяется (учреждается) сама система местного самоуправления, структура его
органов. Причем это решается на основе полной самостоятельности, независимости
от государственных органов. Единственное требование, предъявляемое
законодательством, — обязательное наличие выборного органа;
2) устав муниципального
образования принимается самим населением муниципального образования или его
представительным органом при непосредственном участии населения (в форме
обсуждения проекта устава);
3) по предмету своего
регулирования устав муниципального образования является актом всеобъемлющего
характера. Он призван закрепить и урегулировать отношения не в одной какой-либо
сфере общественной жизни, а во всех основных областях жизнедеятельности
местного сообщества и его членов;
4) служит основой
дальнейшего местного нормотворчества и обладает высшей юридической силой по
отношению ко всем другим актам данного муниципального образования. В этом плане
можно рассматривать и системообразующие функции устава.
Устав муниципального образования как раз и призван закрепить,
установить организацию, устройство этих системных компонентов в их единстве и
взаимосвязи. К системным компонентам относятся: население муниципального
образования, территория со всеми ее природно-географическими,
хозяйственно-экономическими и другими характеристиками, структура и организация
власти и управления.
Такой подход вытекает и из требований действующего законодательства
о местном самоуправлении, в том числе из Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления». В нем определяется перечень
вопросов, которые в обязательном порядке должны быть закреплены в уставе:
- границы
и состав территории муниципального образования;
- вопросы
местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
- формы,
порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов
местного значения;
- структура
и порядок формирования органов местного самоуправления;
- наименование
и полномочия выборных, других органов и должностных лиц местного
самоуправления;
- срок
полномочий депутатов представительных органов, членов других выборных органов и
должностных лиц местного самоуправления;
- основания
и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;
- порядок
отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий
выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
- статус
и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов и должностных
лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
- гарантии
прав должностных лиц местного самоуправления;
- условия
и порядок организации муниципальной службы;
- экономическая
и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок
владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
- вопросы
организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на
территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных
(аборигенных) народов, казачества, с учетом исторических и иных местных
традиций.
Между тем указанный перечень, являясь обязательным, не является
закрытым. В уставе муниципального образования могут быть прописаны другие
положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке
деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами
субъектов Российской Федерации.
Принятый устав подлежит официальному опубликованию, только после
этого он вступает в силу. Но условием вступления в силу является, кроме того,
его государственная регистрация в порядке, установленном законом субъекта
Федерации. Смысл государственной регистрации заключается в том, чтобы
проверить, соответствует ли устав законодательству России и субъекта Федерации,
а также соблюдена ли процедура его принятия.
Как правило, регистрация устава
муниципального образования проводится управлением юстиции субъекта Федерации. В
некоторых субъектах Федерации уставы регистрируют законодательные
(представительные) органы власти субъекта Федерации (в Самарской, Томской
областях и др.). Основанием для отказа в государственной регистрации может быть
только противоречие устава Конституции РФ, федеральным законам и законам
субъекта Федерации. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован
гражданами в судебном порядке.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Правовая культура: понятие, структура
Право: понятие, признаки и сущность (Батычко В.Т., 2005)
Право, подлежащее применению при определении
прав физического лица на имя
Правовая система общества: понятие и структура
Стратегии бизнеса: Правовая среда бизнеса в России
Правовая форма бюджетов
|