А.Н. Проклин
Мировая экономика Таганрог: изд-во
ТРТУ, 2001 г.
6. Международное перемещение рабочей силы
6.3. Государственное регулирование миграции рабочей силы
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает
несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и
поставляющим ее, но она способна породить острые социально-экономические проблемы.
Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного
эффекта необходимо использовать арсенал средств политики государственного
регулирования этого процесса, выработанный практикой многих стран.
В связи с противоречивостью последствий миграции государственное
регулирование этого процесса может быть направлено как на привлечение
иммигрантов и стимулирование миграции, так и на сокращение потоков миграции.
В странах-импортерах рабочей силы система государственного регулирования включает в
себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе
мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные
соглашения.
Государственные органы почти всех стран, в которых используется
иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению
и использованию иностранной рабочей силы.
Рабочие-иммигранты заняты преимущественно неквалифицированным трудом. В
области занятости на них распространяется принцип: нанят последним, уволен
первым. Существует дискриминация в оплате труда, хотя в подавляющем большинстве
стран это юридически запрещено. Иностранные рабочие дискриминируются при найме
жилья, при попытке получить образование, при обращении за медицинской помощью и
т. д.
Одной из форм рабочей силы является ротация, которая
предполагает постоянное замещение работающих мигрантов новыми партиями
иностранных рабочих. Практикуется и контрабандный ввоз иностранных
рабочих в обход существующего законодательства.
Международное перемещение рабочей силы протекает на фоне безработицы.
Каковы же в связи с этим позиции и действия правительства страны въезда?
1. Государство может ограничить въезд иммигрантов.
2. Государство может выслать насильственно (депортировать)
иностранных рабочих в их отечества.
3. Государство может стимулировать добровольное переселение (репатриацию)
рабочих-иммигрантов.
Большинство принимающих стран сочло выгодным проводить политику отбора
иммигрантов, допускаемых в страну. Иммиграционные правила пересматриваются в
сторону поощрения «притока умов» и ограничения притока неквалифицированных
рабочих. Объясняется это тем,
что высококвалифицированные специалисты, владеющие языком принимающей страны,
сразу становятся крупными нетто-налогоплательщиками.
Такую политику осуществляют США, Канада, Великобритания и другие богатые
страны.
В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторонними межправительственными соглашениями, так и многосторонними.
Действуют Шенгенский договор (Германия,
Франция, страны Бенилюкса, Италия), соглашение о создании общего североевропейского рынка труда (Дания, Исландия,
Норвегия, Финляндия, Швеция).
Странами ЕС в конце 1991 года разработаны кратко-, средне-
и долгосрочно действующие стратегии и различные инструменты сдерживания потоков
нелегальных мигрантов.
Иные проблемы в сфере регулирования миграции решают страны-экспортеры рабочей
силы.
В области регулирования миграции в этих странах ключевую роль играют
гибкость и реализм политики. Просчеты в выборе ориентиров незамедлительно
вызывают нежелательную реакцию в виде:
– роста нелегальной миграции;
– сокращения валютных переводов;
– снижения степени возвратности и т. д. Наиболее
важными задачами, которые приходится решать стране-экспортеру рабочей силы,
являются экономическая и социальная реинтеграция и
адаптация возвращающихся мигрантов.
Международная организация по миграциям (МОМ) выработала рекомендации, в соответствии с которыми странам-экспортерам рабочей силы предлагается произвести
определенные модификации в функциях государственных органов для повышения их
роли в защите интересов мигрантов, консультационном и информационном
обслуживании как находящихся за рубежом, так и собирающихся выехать на заработки.
Государству необходимо:
1) определить отрасли и формы малого бизнеса, потребность в развитии
которых особенно очевидна в данный момент;
2) оказывать конкретную помощь в открытии предприятий мигрантам,
возвращающимся в страну;
3) осуществлять их льготное кредитование (рис.13).
На международном уровне проблемой регулирования
миграции занимаются несколько организаций.
Международная организация по миграциям (МОМ) осуществляет
разработку долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков,
оказывает помощь в вопросах организации миграции, технического сотрудничества,
предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т.
д.
Международная организация труда (МОТ) действует в области социального развития, содействия занятости, защиты
занятых мигрантов.
Верховный комиссариат ООН по делам беженцев решает вопросы их защиты, реализует долгосрочные решения
и в первую очередь проблемы репатриации.

Рис.13. Государственное регулирование
миграции рабочей силы
Похожие материалы:
Государственное регулирование кризисных ситуаций
Государственное регулирование использования
воздушного пространства - Воздушный кодекс
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
Государственное регулирование мировой торговли
Государственное регулирование оплаты труда (Фролова Т.А., 2009)
Государственное регулирование отношений в
сфере интеллектуальной собственности
|