МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
VI. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
6. Государственное регулирование кризисных ситуаций
Государственное регулирование процессов санации экономики
Государство устанавливает требования (нормы) к качеству хозяйствования
предприятия. Если качество хозяйствования ниже этих норм, то происходит банкротство.
Данные нормы в свою очередь, непосредственно влияют на структуру и организацию
внутрифирменного управления. Эффективный менеджмент формируется под действием
по меньшей мере двух факторов: норм санации, контроля за финансовыми потоками
и пр., устанавливаемых в целом для национальной экономики, и упорядоченности
конкурентного сектора экономики или сферы деятельности. Воздействие государства
только на один из факторов не позволит достигнуть желаемого результата – повышения
эффективности хозяйствования в выбранном секторе экономики. В нормативную базу
санации предприятий должны входить две группы норм: нормы, распространяющиеся
на хозяйствующих субъектов общерыночной ориентации, и специальные нормы, регулирующие
отношения эффективного хозяйствования в целевых сферах государственного управления
экономикой (структурная перестройка, социальная сфера, формирование федеральных
отношений). Схема государственного управления процессом санации предприятия
в условиях переходной экономики изображена на рис. 6.1.
Рис. 6.1. Схема государственного управления
процессом санации экономики
Сущность процедуры банкротства предполагает определенную взаимосвязь
проблем государственного уровня. Так, одновременно с реализацией мер по санации
хозяйствующего субъекта планируется решение его социальных проблем. Высвобождаемый
персонал нуждается в социальной поддержке и трудоустройстве. Масштабы подобной
работы в российских условиях могут оказаться очень большими, например, с точки
зрения градообразующих мероприятий. Таким образом, сложность и важность задачи
государственного управления процессами санации в условиях переходной экономики
обусловливает необходимость создания специального органа по регулированию сферы
финансового оздоровления хозяйствующих субъектов. Вместе с тем закрепление за
государственным органом конкретных функций связано с дополнительным анализом
организации управления финансовыми процессами.
Государственное управление системой финансового оздоровления
В России функции реализации технологии финансового оздоровления
предприятий закреплены за ФСФО (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Функции ФСФО России
Действия ФСФО России:
– утверждение методических указаний по проведению экспертизы
финансового состояния неплатежеспособных организаций, ведение учета юридических
и физических лиц, занимающихся деятельностью, связанной с проведением такой
экспертизы;
– осуществление в установленном порядке контроля за соблюдением
организациями-должниками принятой законодательством Российской Федерации дисциплины
платежей и расчетов;
– проведение
анализа финансового состояния организаций-должников и принятие решения о признании
их неплатежеспособными, определение порядка ведения учета неплатежеспособных
организаций и ведение такого учета;
– оформление
заключений по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства)
и финансовым оздоровлением организаций, в том числе по вопросам о платежеспособности
организаций, наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, реальной
возможности восстановления платежеспособности организации должника, обязательствах,
связанных с особенностями банкротства отдельных категорий должников – юридических
лиц, планах финансового оздоровления организации-должника, возможных последствиях
обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения в арбитражном
суде производства по делу о его несостоятельности (банкротстве), результатах
независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ – должников.
Возложение на этот государственный орган ответственности за
финансовое здоровье предприятий подкреплено соответствующей организацией ее
работы на местах.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Государственное регулирование использования
воздушного пространства
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (Батычко В.Т., 2009)
Государственное регулирование деятельности в
области экспериментальной авиации
Государственное регулирование миграции рабочей силы
Государственное регулирование мировой торговли (Фролова Т.А.)
Государственное регулирование оплаты труда
|