Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Юриспруденция

В.Т. Батычко
Правоохранительные органы в вопросах и ответах

Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Предыдущая

2. Правоохранительные органы: виды, особенности правовых статусов

В законодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы». Оно сложилось на практике. Его можно также встретить в различных документах ненормативного характера, а также в некоторых нормативных актах. Исходя из этого существует множество точек зрения различных авторов о том, какие органы относить к правоохранительным, а какие нет. Подавляющее большинство авторов сходятся во мнении, что к правоохранительным органам относятся, как правило, государственные органы (суд, прокуратура, милиция, таможенные органы). Однако также большинство авторов относит к категории правоохранительных органов также адвокатуру и нотариат, которые по своему статусу нельзя отнести к чисто государственным органам. Такой подход объясняется тем, что нет четкого определения правоохранительных органов.

Исходя из различных точек зрения, можно вывести следующее определение: правоохранительным органом является учреждение или должностное лицо (например, судья, прокурор, адвокат, следователь), которые в соответствии с законодательством обязано и вправе защищать права, законные интересы физических и юридических лиц, государства и общества в целом, обеспечивать законность и правопорядок.

Руководствуясь данным определением можно составить следующую систему правоохранительных органов:

Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации;

суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды;

прокуратура;

Федеральная служба безопасности РФ;

милиция;

таможенные органы;

органы юстиции;

нотариат;

адвокатура

некоторые иные правоохранительные органы.

Данный перечень является примерным, так как нет четкого определения какие органы в законодательном порядке относятся к правоохранительным. При этом все перечисленные органы имею свою собственную, сложную структуру.

Правовые статусы правоохранительных органов напрямую связаны с функциями, которые возложены на них. Правовой статус каждого правоохранительного органа закреплен в том нормативно-правовом акте, который регламентирует его деятельность, исходя из задач решаемых этим органом.

Общей особенностью правовых статусов правоохранительных органов составляют следующие специфические черты:

-  правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях – и в определенной процессуальной форме;

-  правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющих специальную, чаще всего юридическую подготовку;

-  решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и выражены в соответствующей процессуальной форме;

-  законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами;

-  все решения правоохранительных органов, затрагивающих права и свободы граждан, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:
Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи
Правоохранительная деятельность таможенных органов (Батычко В.Т., 2005)
Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации
Правопреемство при обещании дарения
Правопреемство при реорганизации юридических лиц - ст.58 ГК РФ
Правоспособность гражданина



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру