В.Т. Батычко
Теория государства и права в вопросах и ответах Таганрог: ТРТУ, 2005.
2. Вопросы по теории права
2.23. Правовое воспитание, его формы
Правовое воспитание часть общегражданского
воспитания, включившего в себя множество компонентов. Как известно существуют
различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое,
трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное,
школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс
духовного (интеллектуального воздействия на сознание и поведение людей.
Юристы имеют дело с правовым воспитание,
которое представляет для них профессиональный интерес и поэтому изучается
юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в
условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая
потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех
сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения,
преодоление правового нигилизма – одна из задач проводимой в стране правовой реформы.
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных
органов и общественности по ,формированию у граждан и должностных лиц
правосознания и правовой культуры.
Правовое воспитание - сложный процесс,
включающий в себя следующие составные части:
1)
субъекты воспитания (органы
государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и
др.);
2)
объекты воспитания (граждане,
трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);
3)
содержание воспитания (выражается
в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам,
информации, опыту и т.п.);
4)
методы воспитания (убеждение,
поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на
объект воспитания);
5)
формы воспитания.
К формам воспитания
относятся:
-
правовое, обучение (состоит в
передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и
высших учебных заведениях);
-
правовая пропаганда (заключается в
распространении правовых идей и правовых требований среди населения
телевидением, радио, иными средствами массовой информации);
-
юридическая практика (способствует
передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе
прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.);
-
самовоспитание (связано с личным
опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).
Правовое воспитание нельзя сводить только
к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с
осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и
основных действующих законов.
Методами правового воспитания выступают
убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения
санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на
сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от
конкретных обстоятельств.
В процессе правового воспитания важно
сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества,
его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты,
защищенности и в то же время стремление бороться за право – свое и чужое.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Правоведение. Заключение
Правовая форма бюджетов - ст.11 БК РФ
Правовая среда бизнеса в России
Правовое положение антимонопольного органа
Правовое положение арбитражного управляющего (Батычко В.Т., 2011)
Правовое положение аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц
|