В.Т. Батычко
Предпринимательское право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
Тема 16. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках
16.4. Правовое положение антимонопольного органа
Проведение государственной политики по содействию развитию
товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за
соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и
пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных
ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.
В соответствии с Указом
Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти" в настоящее время функции по контролю и
надзору в области антимонопольной политики возложены на Федеральную антимонопольную
службу РФ.
Функции и полномочия
антимонопольного органа определены в главе 6 Федерального закона "О защите
конкуренции". Так, согласно ст. 22 названного Закона антимонопольный орган
выполняет следующие основные функции:
1) обеспечивает государственный
контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами
исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами
местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов
органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами,
хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
2) выявляет нарушения
антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения
антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие
нарушения;
3) предупреждает
монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения
антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти,
органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,
иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а
также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами,
физическими лицами;
4) осуществляет государственный
контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр,
водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в
случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 23
Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган осуществляет
следующие полномочия:
1) возбуждает и рассматривает
дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
2) выдает в случаях, указанных в
законодательстве, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения
предписания:
- о
прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных
действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на
обеспечение конкуренции;
- о
прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и
совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
- о
прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
- о
прекращении недобросовестной конкуренции;
- о
недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения
конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и
нарушению антимонопольного законодательства;
- об
устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
- о
прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
- о
восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного
законодательства;
- о
заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении
договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о
нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или
могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае
осуществления антимонопольным органом государственного контроля за
экономической концентрацией;
- о
перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения
антимонопольного законодательства;
- об
изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если
при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного
законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было
заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления
антимонопольным органом государственного контроля за экономической
концентрацией;
- о
выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об
устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;
- о
совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об
обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными
правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о
предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными
правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о
передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о
предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить
предусмотренные предписанием действия;
3) выдает федеральным органам
исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам
местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам
или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным
лицам обязательные для исполнения предписания:
- об
отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;
- о
прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное
законодательство;
- о
прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
- о
совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
4) направляет в федеральный орган
исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк РФ предложения о
приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими
актов и (или) прекращении действий в случае, если такие акты и (или) действия
нарушают антимонопольное законодательство;
5) привлекает к ответственности
за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие
организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или
организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов,
физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в
порядке, которые установлены законодательством РФ;
6) обращается в арбитражный суд с
исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
7) участвует в рассмотрении судом
или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением
антимонопольного законодательства;
8) ведет реестр хозяйствующих
субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%;
9) размещает на сайте
антимонопольного органа в сети Интернет решения и предписания, затрагивающие
интересы неопределенного круга лиц;
10) устанавливает доминирующее
положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении
антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля
за экономической концентрацией;
11) проводит проверку соблюдения
антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими
организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами
государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными
осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также
государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них
необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в
установленном законодательством РФ порядке обращается в органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных
мероприятий;
12) осуществляет в порядке,
установленном Правительством РФ, контроль за деятельностью юридических лиц,
обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на
рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного
регулирования цен (тарифов) на такие товары;
13) осуществляет иные полномочия,
предусмотренные Федеральным законом "О защите конкуренции", другими
федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Правовое воспитание, его формы
Правоведение. Заключение (Под ред. Баранов П.П., 2006)
Правовая форма бюджетов
Правовое положение арбитражного управляющего
Правовое положение аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц (Батычко В.Т., 2011)
Правовое положение индивидуального предпринимателя
|