В.Т. Батычко
Теория государства и права в вопросах и ответах Таганрог: ТРТУ, 2005.
1. Теория государства
1.18. Государственный (политический) режим: понятие и виды
Политический режим – совокупность способов, средств и методов, с
помощью которых осуществляется власть в государстве.
Наряду с формой государственного устройства и формой правления
политический режим является одной из важнейших характеристик государства:
-
форма государственного устройства
показывает, как государство построено территориально (и как власть разделена по
«вертикали» - между центром и составными частями страны);
-
форма правления характеризует
систему построения и взаимодействия органов государственной власти (и
распределение власти «по горизонтали» - между органами, представляющими
различные ветви государственной власти);
-
политический режим указывает на
сам характер государственной власти.
Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на
его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и
«государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой –
понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный
режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти
не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и
движений, общественных объединений, организаций и т.п.
Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика
политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система»
тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов,
участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической
власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные
институты (демократично либо не демократично).
Политический режим является ключевым понятием для формирования
представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического
режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства
общества. Политический режим характеризует определенный политический климат,
существующий в той или иной стране в конкретный период её исторического развития.
Политический режим обеспечивает стабильность и определенную
упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики,
приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;
достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей
элиты.
Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью
социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты;
состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических
традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом
легитимности.
В зависимости от конкретных средств и методов осуществления власти
политический режим традиционно принято делить на три основных вида:
-
демократический;
-
тоталитарный;
-
авторитарный.
Демократический политический режим имеет следующие признаки:
-
признание государством, уважение,
обеспечение и защита основополагающих прав и свобод человека;
-
реально действующий
конституциализм, правовой характер государства;
-
разделение властей;
-
отсутствие обязательной идеологии,
религии, каких-либо иных форм нравственного принуждения общества;
-
политический и идеологический
плюрализм, многопартийность;
-
регулярные и свободные выборы, на
которых граждане самостоятельно и объективно могут избирать (и периодически
менять) государственную власть;
-
эффективная и сильная судебная
власть (независимый, быстрый и справедливый суд);
-
свобода мысли, слова, совести;
-
свобода средств массовой
информации.
В настоящее время демократический политический режим установлен в
большинстве государств Европы: как республиках, так и монархиях, как в
унитарных государствах, так и в федеративных.
Тоталитарный политический режим (от лат.слова totalis –
целостный) во многом противоположен демократическому и предполагает полное
господство государства над личностью. Тоталитарный режим характеризуется
абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным
подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Признаки тоталитарного режима:
-
полное игнорирование государством
прав и свобод человека, хотя официально они могут провозглашаться и быть
записанными в конституции;
-
несвязанность правом действий
государственных органов и должностных лиц;
-
стремление государства полностью
подчинить себе личность в политической, экономической, духовной, семейной и
иных сферах;
-
наличие общеобязательной и
проникающей во все сферы жизни государственной идеологии;
-
воспитание человека в духе
официальной идеологии с самого детства;
-
наличие, как правило, единственной
правящей партии, основанной на централизации и жесткой дисциплине;
-
подчиненность всех иных органов
государства правящей партии;
-
как правило, наличие единоличного
вождя (руководителя монопольно правящей партии) с чертами обожествления;
-
формальность судебной власти, её
использование правящей партией в качестве карательного механизма;
-
наличие мощной и разветвленной
системы «силовых» структур – армии, разведки, тайной полиции;
-
постоянная расправа (в том числе
физическая) с инакомыслящими;
-
отсутствие свободных и объективных
выборов;
-
доминирующим методом управления
является насилие, принуждение, террор;
-
милитаристкий характер
государства.
Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский,
который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм.
Авторитарный политический режим занимает промежуточное положение между демократическим
и тоталитарным режимами. Он мягче, либеральнее, чем тоталитарный, но жестче,
антинароднее, чем демократический. Авторитарный режим –
государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть
осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при
минимальном участии народа.
Признаки авторитарного режима:
-
государство имеет очень сильную
власть, но полностью не подавляет человека;
-
поддерживает видимость законности
и соблюдения прав и свобод человека;
-
репрессии против неугодных
проходят в псевдоправовых формах и с оглядкой на общественное мнение;
-
власть правящей (как правило,
монопольно) партии закамуфлирована под деятельность демократических институтов
– парламента, правительства, президента, хотя в реальности данные органы носят
номинальный характер и служат «ширмой» для правящей группировки;
-
средства массовой информации
служат в интересах правящих сил, хотя в разрешенных дозах допускается критика;
-
как правило, экономика основана на
рыночных отношениях и всецело не подчинена государству;
-
в качестве методов
государственного управления доминируют командные, административные.
Примерами государств с авторитарным режимом могут служить:
-
Чили при Пиночете (1973-1990 гг.);
-
Южная Корея в 70-80 гг.
-
Индонезия при Сухарто (1967-1998
гг.) и др.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Государственные целевые программы, влияющие на рынок недвижимости
Государственные программы
Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации,
муниципальные программы - ст.179 БК РФ
Государственные приоритеты в
использовании воздушного пространства
Государственный аппарат России в годы первой мировой войны
Государственный аппарат в годы гражданской войны (Батычко В.Т., 2009)
Государственный аппарат в период Великой Отечественной войны
|