В.Т. Батычко
Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право» Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
Тема 2: История развития уголовно исполнительного законодательства
2.1. Пенитенциарная система дореволюционной России
Тюрьмоведение, по общему признанию большинства русских
ученных конца XIX – начала ХХ в., зародилось и
первоначально развивалось в качестве составной части уголовного права. И
только в 20-х годах ХХ века стал использоваться термин «пенитенциарная наука».
Разработка правовой базы российской тюремной системы в
основном осуществлялась в течение 30-90 годов XIX века. Два основных правовых документа определяли
содержание деятельности системы исполнения уголовных наказаний: Устав о
содержащихся под стражею (1890 год с изменениями 1906, 1908 и 1909 гг.) и Устав
о ссыльных (1909 г.).[6]
Основные нормы этих уставов базировались на положениях Свода
учреждений и уставов о содержащихся под стражею и ссыльных 1832 г., который в
свою очередь вобрал в себя нормы отдельных частных инструкций (Московской 1804
г., Петербургской 1819 г.), регламентировавших некоторые вопросы организации
тюремного быта, и Общей тюремной инструкции 1831 г., впервые в истории
Российского государства объемно и всесторонне определившей деятельность системы
мест заключения, порядок и условия отбывания арестантами наказания, формы и
методы пенитенциарно-карательного воздействия на них.
Общеизвестно, что изменения общественно-политических и
социально-экономических отношений, внутренняя криминогенная обстановка в
государстве вызывает потребность в совершенствовании уголовных наказаний, в том
числе связанных с лишением свободы, что неизбежно приводит к корректировке
системы их исполнения. Российское государство с такой ситуацией столкнулось на
рубеже XIX-XX столетий.
В законе от 11 декабря 1879 года были определены основные
начала преобразования карательной системы государства, в основу которой были
положены следующие виды уголовных наказаний:
1)
смертная казнь;
2)
каторга,
назначаемая бессрочно или на срок с последующим переводом на поселение;
3)
ссылка на
поселение без срока;
4)
заключение в
исправительном доме,
5)
заключение в
крепости;
6)
заключение в
тюрьме;
7)
арест;
8)
денежная пеня.[7]
Уголовное уложение 1903 года практически без изменения
включило в перечень уголовных наказаний виды наказаний, определенных Законом от
11 декабря 1879 года, заменив лишь денежную пеню на денежный штраф[8].
В указанных уставах о содержащихся под стражею с учетом
изменения системы видов уголовных наказаний и основных направлений реформы
тюремной системы 1877-1879 годов, а также изменения ее ведомственной
принадлежности – передачи в 1895 году из подчинения Министерства внутренних дел
в подчинение Министерства юстиции, раскрывается понятие содержание под стражею
Содержание под стражею понимается:
1)
как мера
пресечения в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений и проступков;
2)
как мера
исправления и наказания;
3)
как мера,
применяемая к неисправным должникам;
4)
как мера,
применяемая в отношении пересыльных арестантов.
Для обеспечения реализации указанных целей в гражданском
ведомстве создается система учреждений, имеющих свой особый правовой статус,
который включает: 1) помещения для подвергаемых аресту; 2) арестантские
помещения при полиции; 3) тюрьмы губернские, областные и уездные тюремные
замки; Санкт-Петербургская тюрьма, Московская исправительная тюрьма; 4)
исправительные арестантские отделения; 5) тюрьмы для содержания осужденных к
каторжным работам; 6) пересыльные тюрьмы.
Примечательно, что из вышеописанной системы управления
местами заключения закон выделял отдельные места заключения, расположенные в
городах Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве, соподчиненность и порядок
регулирования деятельности, которых отличались от общего правила: они
находились в ведении санкт-петербургского и московского губернаторов по
принадлежности. Для наблюдения за местами заключения в этих городах учреждались
особые наблюдательные комиссии в составе представителей, избираемых городскими
думами, лиц прокурорского надзора, членов благотворительных тюремных комитетов,
а также членов благотворительных тюремных комитетов, а также членов назначаемых
Министром юстиции Сложность комплектования и закрепления кадров надзора вызывала
необходимость установления законом ряда льгот, которые обеспечивали моральный и
материальный интерес продолжения службы в тюремной системе. Тюремные
надзиратели освобождались от призыва из запаса в армию и в действующие команды
флота, а также службы в государственном ополчении. При условии безупречной
службы в тюремной страже в течение пяти лет, назначенный им оклад содержания
увеличивался на одну треть; прослужившим десять лет к окладу добавлялась еще
одна треть; прослужившим пятнадцать лет назначался за дальнейшую службу двойной
оклад содержания.
К числу органов управления тюремной системой государства Свод
учреждений и уставов о содержащихся под стражею относит также Общество
Попечительное о тюрьмах, учрежденное императором Александром I в 1819 году по образу и подобию Британского библейского
общества. Перед Обществом была поставлена задача нравственного исправления
преступников. Достижение этой цели обеспечивалось указанными в его уставе
средствами: ближайшим и постоянным надзором над заключенными; размещением их по
роду преступлений и обвинений; наставлением их в правилах христианского
благочестия и доброй нравственности; занятием их приличными упражнениями и
заключением провинившихся или буйствующих из них в уединенное место[9].
Устав Общества Попечительного о тюрьмах, в редакции 1890
года, с изменениями и дополнениями, внесенными в него до 1909 года, ставил
перед Обществом задачи улучшения нравственного и физического здоровья
арестантов, для решения которых оно в свое распоряжение получало из казны деньги,
отпускаемые на содержание заключенных тюрем.
Согласно уставу Общество Попечительное о тюрьмах находилось
под непосредственным покровительством Императора и учреждалось при Министерстве
юстиции. Устав определял организационно-управленческие структуры Общества,
обязанности его комитетов, отделений и их директоров, а также условия и порядок
их работы.
Уставы о содержащихся под стражею, выделенные в
рассматриваемом Своде в отдельный раздел, в соответствующих главах детально
регламентируют порядок и условия организации исполнения уголовных наказаний в
помещениях для подвергаемых аресту; при содержании под стражею при полиции в
тюрьмах; при содержании под стражею приговоренных к заключению в тюрьме за
преступления и проступки; при содержании неисправных должников; при содержании
в исправительных арестантских отделениях.
Характерной особенностью российского законодательства в сфере
уголовного наказания и его исполнения являлось наличие рядя правовых актов,
нормы которых нередко имели в своей основе один и тот же предмет регулирования,
а именно организацию исполнения мер уголовного наказания. Пример тому – Устав о
ссыльных издания 1909 года, который, являясь самостоятельным правовым актом, в
то же время весьма тесно был связан с уставами о содержащихся под стражею,
особенно в части регулирования деятельности мест лишения свободы
ссыльнокаторжных.
Устав о ссыльных устанавливает два вида исполнения уголовных
наказаний в виде ссылки за преступные деяния: 1) ссылку в каторжные работы и 2)
ссылку на поселение в местности, определяемые судебными приговорами и
административными органами по месту ссылки. В этой связи ссыльные
подразделялись на ссыльнокаторжных и ссыльнопоселенцев. Кроме того, в законе
особо выделялась категория арестантов, к которой относились бродяги, в
отношении их принимались крайне суровые меры. После отбытия наказания в
исправительных арестантских отделениях или тюрьмах они направлялись на
водворение в Якутскую область.
Ссылка в каторжные работы рассматривалась как наиболее
суровый вид уголовного наказания. В перечне уголовных наказаний по тяжести она
занимала второе место после смертной казни. Ссыльнокаторжные по месту отбывания
каторжных работ находились в ведении тюремного начальства, в то время как
решение вопросов в отношении ссыльнопоселенцев возлагалось на губернские и
областные управления. Общее руководство системой исполнения наказаний в
отношении ссыльнокаторжных и ссыльнопоселенцев осуществляли Министерство
юстиции в лице Главного тюремного управления и Совет по тюремным делам.
Труд ссыльнокаторжных использовался в рудниках, на заводах,
фабриках и производстве других работ в Сибири, часть из них размещалась в
тюрьмах, приспособленных для содержания этой категории преступников.
Ссыльнокаторжные подразделялись в зависимости от тяжести
совершенных ими преступлений и определенных в приговорах сроков наказания на
три разряда. К первому разряду относились осужденные к каторжным работам без
срока или на сроки свыше двадцати лет; ко второму разряду – осужденные к
каторжным работам на сроки т восьми до двадцати лет и к третьему разряду –
осужденные к каторжным работам на сроки от четырех до восьми лет.
Что касается исполнения уголовного наказания в отношении
ссыльнопоселенцев, то оно могло быть организовано либо приселением их к
деревням старожилов в отдаленнейших местах Сибири, либо в новых селениях,
создаваемых для этих целей за счет казны.
В начале ХХ века в России с особой остротой встали вопросы
правового регулирования порядка и условий исполнения уголовного наказания в
отношении подростков, совершивших различного рода преступления. Следует
обратить внимание на то обстоятельство, что на протяжении довольно длительного
времени в России отсутствовали не только правовые нормы, но и специальные
исправительные учреждения для содержания подростков-правонарушителей. Подростки
и взрослые содержались в одних и тех же тюремных заведениях, наравне со
взрослыми входили в этапные партии, испытывали при этом неимоверные страдания и
лишения.
В результате настойчивой работы благотворительных
организаций, государственных органов в лице педагогических коллективов
исправительных учреждений и представителей Главного тюремного управления
явилось Положение о воспитательно-исправительных заведениях для
несовершеннолетних издания 1909 года, подготовленное на основе отдельных уставов
конкретных воспитательно-исправительных приютов, включающих в свою систему на
первом этапе всего лишь 11 таких заведений.
В качестве учредителей воспитательно-исправительных
учреждений, согласно Положению, могли выступать Правительство, земства, города,
духовные установления, общественные организации и частные лица.
Положение о воспитательно-исправительных заведениях для
несовершеннолетних в качестве основной цели этих учреждений утвердило
нравственное исправление лиц, в них помещаемых, подготовку их к честной и
трудовой жизни, эта цель достигается организацией их религиозно-нравственного,
умственного и физического развития на основе первоначального общего
образования, а также обучения практическим профессиям, дающим им возможность
добывать средства к существованию собственным трудом. Возраст
несовершеннолетних, которые могли быть направлены в
воспитательно-исправительные учреждения, был установлен в пределах от десяти до
семнадцати лет.
Таким образом, постепенно создавалась правовая основа
деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних и в соответствии с
ней формировалась и расширялась их сеть. К началу 1917 года в системе Главного
тюремного управления функционировали 57 колоний и приютов, в которых
содержались 2570 воспитанников.
Наряду с законами в пенитенциарной сфере деятельность мест
заключения регулировалась также ведомственными нормативными актами, в числе
которых особого внимания заслуживает Общая тюремная Инструкция, утвержденная
министром юстиции, сенатором А. Хвостовым 28 декабря 1915 года. Действие
инструкции распространялось на места заключения гражданского ведомства: а)
каторжные тюрьмы; б) исправительные арестантские отделения; в) тюрьмы прочих
наименований – губернские и областные, уездные и окружные, следственные, срочные
и пересыльные, Петроградскую одиночную тюрьму, Дом предварительного заключения,
Петроградскую женскую тюрьму, Петроградскую временную тюрьму, Московскую
исправительную тюрьму; г) полицейские, судебно-полицейские и соединенные аресты
Присвиленского края; д) все арестные дома и помещения, в которых содержались
арестанты тюремного разряда.
Инструкция определяла общие обязанности службы чинов тюремной
стражи, организацию службы тюремных надзирателей, внутренний тюремный
распорядок, порядок и условия содержания арестантов, порядок их освобождения из
мест заключения.
Тюремная система царской России представляла собой сложный
комплекс государственно-правовых учреждений с определенным правовым статусом и
организационно-управленческими структурами. Результатом реформы тюремной
системы конца XIX столетия стало образование
централизованного тюремного ведомства во главе с Главным тюремным управлением,
входящего на первых порах в состав Министерства внутренних дел, а с 1895 года
подведомственного Министерству юстиции.
Накануне Февральской революции в России система мест
заключения представляла сложный неоднородный организм. Вне мест заключения,
подведомственных Главному тюремному управлению, на 1 января 1917 года
содержалось 30 550 арестантов, в том числе в арестантских домах, помещениях при
полиции, волосных правлениях – 21 550 человек, пересыльных в пути – 5000
человек, несовершеннолетних в исправительно-воспитательных заведениях – 4000
человек. В системе мест заключения Главного тюремного управления на 1 февраля
1917 года тюремное население было представлено следующим образом: подсудимые и
подследственные – 51 714 человек, осужденные к срочным видам наказания – 87
492, в их числе: а) к аресту – 1636 человек, б) к тюрьме – 22 604, в) к
крепости –176, г) к исправительным арестантским отделениям – 26 737, д) к
каторжным работам – 36 337 человек. Кроме того, в местах заключения,
подведомственных Главному тюремному управлению, содержались: пересыльные – 8008
человек; лица, содержащиеся по распоряжению административных властей, - 5608;
неисправные должники – 192, дети при арестантах – 2120 человек. Среднесуточная
численность заключенных в первой четверти 1917 года составляла 94 297 человек,
из которых 12 710 были женщины[10].
Придя к власти, Временное правительство намеревалось обеспечить
правопреемственность старых и вновь возникающих структур исполнения уголовного
наказания в виде лишения свободы, эволюционный путь развития тюремной системы.
В приказе № 1 от 8 марта 1917 года было подчеркнуто, что
главной задачей наказания является перевоспитание человека, "«имевшего
несчастие впасть в преступление в силу особенностей своего характера или
неблагоприятно сложившихся внешних обстоятельств»[11].
В приказе № 2 от 17 марта 1917 года по Главному тюремному
управлению указывалось основное направление реформы тюремной системы,
определяющим ее содержание, признавались подбор и подготовка кадров, способных
решать новые задачи[12].
Временное правительство, осуществляя меры по упорядочению
системы наказаний, постановление от 26 апреля 1917 года отменило ссылку на
поселение как вид наказания, а также ссылку на поселение после отбытия срока
каторжных работ и за бродяжничество, за исключением отдельных местностей,
входящих в особый перечень территорий с ограничениями в прописке. В
постановлении особо выделяется положение о необходимости развития общественных
начал в организации контроля за указанными категориями освобожденных. Как
альтернативу постановление допускает административный надзор.
Приступая к осуществлению реформы тюремной системы, Временное
правительство проявляет стремление хотя бы внешне отмежеваться от отдельных
атрибутов, присущих системе исполнения наказаний в условиях царского режима. В
качестве одного из таких шагов является принятие постановления от 26 апреля
1917 года о переименовании Главного тюремного управления в Главное управление
по делам мест заключения, а также преобразовании Совета по тюремным делам в
Совет по делам мест заключения. При формировании Совета по делам мест
заключения вводятся выборные начала. Но сущность системы исполнения наказаний
практически не изменилась до октября 1917 года.
[6]
Полный свод законов Российской Империи. С.-Пб., 1911. С. 3427-3548.
[7]
Таганцев Н.С. Русское уголовное право . Т. 2. С.-Пб., 1902. С. 965.
[8]
Таганцев Н.С. Уголовное уложение 22 марта 1903 г. Статьи, введенные в действие. С.-Пб., 1911.
[9]
Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т. 1. М., 1941. С. 72-74.
[10]
Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и
факультетов. Под ред. А.И.Зубкова. М. 1999. С. 50.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Пенитенциарная система Швейцарии
Пекоплавщик (Выпуск №8 ЕТКС)
Пекарь-мастер
Пенько-джутовое производство
Пеня - ст.75 НК РФ
Первичная обработка хлопка и лубяных культур
|