Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Юриспруденция

В.Т. Батычко
Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право»

Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

Предыдущая

Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права

1.8. Принципы уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное законодательство, являясь самостоятельной отраслью Российского права, основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных, стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Принципы уголовно-исполнительного права – это исходные руководящие положения, идеи, отражающие общую направленность и наиболее существенные черты политики государства в сфере исполнения наказаний.

Следует отметить, что исправительно-трудовые кодексы РСФСР 1924 года, 1933 года и 1970 года не содержали статей, определяющих принципы законодательства, регулирующие исполнение уголовных наказаний.

Закрепление принципов в законодательстве – это результат развития пенитенциарной политики нашего государства, в которой отражены достижения отечественной пенитенциарной науки, а также зарубежный опыт в области правового регулирования исполнения наказаний. Поскольку право есть одна из форм выражения политики, следовательно, принципы уголовно-исполнительной политики, будучи выраженными в нормах уголовно-исполнительного права, становятся и принципами уголовно-исполнительного права и законодательства.

Содержанием принципа законности является соответствие этой деятельности уголовно-исполнительному закону. Законность представляет собой состояние соответствия общественных отношений, возникающих в процессе исполнения наказаний законам и подзаконным актам.

Принцип гуманизма проявляется в целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства. Основной целью уголовно-исполнительного права является исправление осужденных, что достигается выполнением таких задач, как определение средств исправления осужденных, обеспечение охраны их прав, свобод и законных интересов, а также оказание им помощи в социальной адаптации.

Практика применения уголовно-исполнительного законодательства основывается на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

Гуманное отношение к лицам, отбывающим наказание, проявляется в правовой регламентации основных средств исправления. Например, определяя условия отбывания наказания осужденными, к лишению свободы, законодатель устанавливает обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных, время привлечения их к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск с выездом за пределы исправительного учреждения или без выезда. Им разрешаются краткосрочные выезды в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье).

Осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания.

В прямой связи с принципом гуманизма находится право осужденных на охрану здоровья, на личную безопасность и обеспечение свободы вероисповедания.

Принцип демократизма выражается в участии органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных. Так, законодатель предусматривает, что перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие в пределах одно исправительной колонии производиться по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления (ст. 87 УИК РФ).

Уголовно-исполнительный кодекс содержит нормы, определяющие содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказания, а также право посещения таких учреждений и органов представителями средств массовой информации.

Принцип равенства осужденных перед законом конкретизирует конституционные гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Запрещаются любые формы ограничения прав осужденных по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Вместе с тем данный принцип не означает, что средства исправления ко всем осужденным применяются одинаково. Закон устанавливает, что они применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.

Законодатель не связывает порядок и условия отбывания наказания с признаками социальной, национальной, религиозной принадлежности, но учитывает возраст, пол осужденных (создавая, например, облегченные условия отбывания наказания для несовершеннолетних или не направляя отбывать наказание в колонии особого режима женщин при особо опасном рецидиве преступлений), а также состояние их здоровья.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения предполагает создание различных условий отбывания наказаний как в пределах одного учреждения, так и путем перевода в исправительные учреждения других видов в зависимости от личностных характеристик осужденных, их поведения и срока отбытого наказания. Если классификация осужденных осуществляется на основании норм уголовного права, то дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и средств исправления производятся на основании норм уголовно-исполнительного права. Дифференциация исполнения наказания обеспечивается существующей системой видов исправительных учреждений, которая состоит из исправительных колоний (трех видов режима), воспитательных колоний, тюрем, лечебно-исправительных учреждений. Индивидуализация же исполнения наказания реализуется в пределах конкретного вида исправительного учреждения путем изменения условий отбывания наказания, а также посредством перевода из одного вида исправительного учреждения в другой вид учреждения.  Необходимо подчеркнуть, что названный принцип характерен для исполнения наказания в виде лишения свободы.

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания связаны с рациональным применением мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. На стимулирование правопослушного поведения осужденного направлены меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным.

К принципам уголовно-исполнительного права также относят принцип соединения наказания с исправительным воздействием.  Данный принцип прямо связан с реализацией главной цели наказания – исправления осужденных.

Карательно-воспитательный процесс представляет собой разновидность социально-воспитательного процесса, применяемого по отношению к гражданам, совершившим преступления и поэтому нуждающимся в особом, карательно-воспитательном воздействии, которому свойственно сочетание методов убеждения и принуждения.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:
Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Принципы таможенного права (Батычко В.Т., 2005)
Принципы российского предпринимательского права
Принципы уголовного законодательства
Принципы управления персоналом, особенности подбора и оценки профпригодности специалистов-маркетологов (Алесинская Т.В. и др.)
Принципы финансового права



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру