В.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 5. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
5.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
В реализации политики
государства, направленной на борьбу с преступностью, существенная роль
принадлежит государственным органам, наделенным в силу закона правом
осуществлять ОРД. Данная деятельность позволяет эффективно выявлять, раскрывать
и пресекать преступления. По оценкам специалистов, правоохранительные органы,
используя оперативно-розыскной потенциал, раскрывают до 70% всех совершенных
преступлений.
Особое значение ОРД приобретает в условиях
продолжающегося в России роста преступности. Преступники используют современные
методы как совершения преступлений, так и противодействия правоохранительным
структурам в их обнаружении и раскрытии. Особую озабоченность вызывают новые
виды преступлений, в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии которых
органы, осуществляющие ОРД, не имеют достаточного опыта. Указанные
обстоятельства требуют повышения качества и результативности проводимых
оперативно-розыскных мероприятий.
Являясь эффективным средством
борьбы с преступлениями, ОРД вместе с тем неизбежно сопровождается ограничением
прав и свобод человека, которые закреплены и охраняются Конституцией и иными
федеральными законами. Проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, как
снятие информации с технических каналов связи или прослушивание
телефонных переговоров (п. 10, 11ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД), затрагивает
конституционное право лица, в отношении которого оно осуществляется, на неприкосновенность
и тайну его личной жизни. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков
местности (п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) ограничивает конституционное право
гражданина на неприкосновенность жилища.
В связи с этим важен баланс
между, с одной стороны, активной и целенаправленной деятельностью по реализации
оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обнаружение, выявление и пресечение
преступлений, а с другой — всемерным соблюдением прав, свобод и законных
интересов личности, в отношении которой осуществляются ОРД. Гарантией этого
будут правовая регламентация ОРД, а также неуклонное и скрупулезное соблюдение
требований законов и подзаконных нормативных актов. По сути, названные аспекты
деятельности означают реализацию принципа законности при осуществлении ОРД.
Следует отметить, что в области
развития нормативного регулирования ОРД в последнее десятилетие наблюдаются
положительные тенденции.
До 1992 г. ОРД регулировалась исключительно закрытыми, носящими ведомственный характер нормативными
актами.
Принятый 17 января 1992 г. Закон о прокуратуре, еще до появления федерального законодательства об оперативно-розыскной
деятельности, закрепил в качестве одного из основных направлений реализации
прокуратурой своих полномочий надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими ОРД. В принятом позднее Законе об ОРД был и определены субъекты,
имеющие право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, порядок их проведения,
а также нормы, предусматривающие, что надзор за исполнением законов при проведении
оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений
осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные ему прокуроры.
Рассматриваемое направление
деятельности органов прокуратуры имеет свою специфику, которая определяется, с
одной стороны, обязанностью прокурора от имени Российской Федерации
осуществлять уголовное преследование (ч. 1 ст. 37 УПК РФ), а также координировать
деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 8 Закона
о прокуратуре), а с другой — обязанностью осуществлять надзор за законностью
уголовного преследования и деятельности правоохранительных органов,
способствовать охране прав и свобод личности.
В соответствии с Законом
об ОРД последняя представляет собой специфический вид деятельности, который
осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то федеральным
законодательством оперативными подразделениями государственных органов в
пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий
в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,
собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных
посягательств. В приведенном законодательном определении четко указаны цели,
для достижения которых проводится ОРД.
Вместе с тем в законе закреплено
выполнение и задач частного характера, решение которых способствует достижению
целей ОРД. К ним относятся:
1) выявление,
предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и
установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
2) осуществление розыска
лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от
уголовного наказания, а также без вести пропавших;
3) добывание информации о
событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной,
военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Таким образом, сущность
прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД,
заключается, с одной стороны, в надзоре за соблюдением должностными лицами
соответствующих подразделений законов, что должно способствовать результативности
в борьбе с преступностью, а с другой — в охране конституционных прав и свобод
личности, вовлеченной в сферу этой борьбы.
Деятельность
уполномоченных прокуроров должна способствовать успешному проведению ОРД по
выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению
виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо
уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести
пропавших граждан.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Сущность и виды ценных бумаг
Сущность и виды инфляции (Фролова Т.А.)
Сущность и виды инфляции
Сущность и значение кассационного пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу
Сущность и значение привлечения в качестве обвиняемого (Батычко В.Т., 2010)
Сущность и классификация затрат по коммерческой деятельности
|