В.Т. Батычко
Конституционное право России Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 1: «Конституционное право в системе российского права»
1.4. Нормы Конституционного права РФ
Рассматривая
понятие конституционно-правовых норм, надо прежде всего отметить, что им
свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к
их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную
часть системы права.
Следует
оговорить, что понятие "конституционно-правовые нормы" охватывает не
только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим
назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету
отрасли конституционного права.
Специфические
черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой
принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.
От норм
других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:
1) своим
содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование
которых эти нормы направлены;
2) источниками,
в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в
особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в
Конституции РФ;
3) своеобразием
видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях,
общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они
рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида
правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых,
административно-правовых, трудовых и др.);
4) учредительным
характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы
первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм
порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их
принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере
правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы
конституционного права определяют и саму систему государственных органов;
5) особым
механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана
не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями
общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние
субъектов в составе Российской Федерации);
6) специфическим
характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы
направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу
государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;
7) особенностями
структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная
трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза,
диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и
диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.
Обладая
спецификой по сравнению с нормами других отраслей права,
конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. А для того чтобы
правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить
присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли, принадлежность
ее к группе родственных ей по предмету регулирования норм (институтов).
Вот почему
важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм. Их
принято классифицировать по следующим основаниям:
1) по
содержанию. То есть по кругу регулируемых общественных отношений, а
следовательно, и по принадлежности нормы к тому или иному
конституционно-правовому институту. Одни нормы связаны с основами
конституционного строя, другие - с основами правового статуса человека и
гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с органами
государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок
норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих
относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре
конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти
взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе
других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком
условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и
применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего
воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является
промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием
ряда норм, а не единичной нормы. Свойства и функции, которые присущи институту
в целом, не отражаются в полной мере в каждой отдельной его норме. Такого рода
однородные нормы в Конституции и во всех других нормативных правовых актах
группируются в главах (разделах), что всегда нужно учитывать, применяя норму.
Так, если
применяется норма, входящая в 1, 2 и 9 главы Конституции РФ, то следует
принимать во внимание, что она не может быть изменена в рамках данной
Конституции;
2) по
юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком
нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных
правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от
разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее
субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы
закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна
правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных
правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей
юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На
основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые
акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации
высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других
субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации
должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.
Следует,
однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и
нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах
предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной
власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта. От
уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база,
исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и
порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. Если
правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на
акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного
уровня надо ссылаться, как правило, на акт, принятый позже. Однако при этом
следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому
допустимы исключения из данного правила;
3) по
территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей
территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного
субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется
местное самоуправление (муниципальные образования). Территориальные пределы
действия норм, содержащихся в актах субъектов Федерации и муниципальных
образований, не исключают признания юридической значимости данных норм и
возникших на их основе правоотношений на всей территории Российской Федерации;
4) по
характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего
воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней,
могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и
обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы
конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы:
управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие
нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах
действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все
нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы
ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102,
103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся
в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания
закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в
целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции,
которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей
ценностью.
Обязывающие
нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать
определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант
поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы,
устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в
которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в
норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и
обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной
Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.
Запрещающие
нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий,
в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается",
"не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п.
Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и
деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.
Установление
вида конституционно-правовой нормы по характеру предписания важно при ее
применении для точного понимания содержания нормы, рамок прав и обязанностей
субъектов регулируемых ею отношений;
5) по степени
определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и
диспозитивные нормы.
Императивные
нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия
субъектов в соответствующих обстоятельствах.
Диспозитивные
нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом
указанных в норме условий и обстоятельств.
В качестве
примера можно привести нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 117 Конституции РФ. Они
предусматривают, что после выражения Государственной Думой недоверия
Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не
согласиться с решением Думы. В случае если Дума выразит повторно в течение трех
месяцев недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства
либо распускает Государственную Думу. Эти нормы являются диспозитивными.
Примером
императивной нормы является установленное в ч. 4 ст. 111 Конституции РФ
положение о том, что после трехкратного отклонения Думой кандидатур
Председателя Правительства Президент распускает Думу и назначает новые выборы;
6) по назначению
в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать
материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного,
гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная
процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий,
единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной
отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы
процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных)
нормах.
Если
материальная норма предусматривает содержание действий по правовому
регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в
которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются
нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия
законов и иных актов и т.д. В качестве специального свода процедурных норм
могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы
Федерального Собрания РФ. Много процедурных норм содержится в законодательных
актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов
государственной власти, о проведении референдумов.
Рассмотренные основания
классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В
зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут
использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность
регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей
нормами
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Нормирование труда и определение потребностей в рабочих и специалистах на предприятии
Нормирование оборотных средств (Фролова Т.А., 2009)
Нормирование оборотных средств
Нормы выработки для работников в возрасте до
восемнадцати лет
Нормы права, их структура и виды - Хомутов Е.Б., 2012
Нормы права, их структура, виды и способы изложения
|