В.Т. Батычко
Конституционное право зарубежных стран Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Лекция 6: «Избирательное право в зарубежных странах»
6.4. Референдум
Референдум
представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура
которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. И в выборах, и в
референдуме участвуют избиратели: весь избирательный корпус - если проводятся
выборы общенациональные или общенациональный референдум, часть избирательного
корпуса - если проводятся выборы региональные или региональный референдум,
местные (муниципальные) - если избираются органы местного управления или проводится
местный референдум.
Основное
отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте
волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в
депутаты или на другую выборную должность (президент, вице-президент, губернатор
штата, мэр и т.д.). При референдуме объектом волеизъявления является не человек
(кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум, - закон,
законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема,
касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая
проблема.
Другое
отличие заключается в том, что результаты выборов могут определяться как по
мажоритарным, так и по пропорциональным системам, а результаты референдума
могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма.
В точном
смысле слова референдум представляет собой обращение к избирательному корпусу
для окончательного решения какого-либо (большей частью законодательного или
конституционного) вопроса. Это обращение может исходить как от парламента, так
и от главы государства в случае решения общенациональных вопросов или от
местных властей к местному избирательному корпусу для решения местных вопросов.
Своеобразной
разновидностью референдума является плебисцит, т.е. опрос населения о политической
судьбе территории, на которой оно проживает. В некоторых странах (Франция)
плебисцит считается более широким понятием, чем референдум, который
рассматривается как разновидность плебисцита. В других странах (США) не делают
различия между плебисцитом и референдумом. С точки зрения формально-юридических
характеристик (инициатива, процедура проведения, порядок подсчета голосов,
юридическая сила решений, принятых путем голосования) референдум и плебисцит не
имеют каких-либо существенных различий.
Обычно
родиной референдума считают Швейцарию, хотя есть все основания полагать, что
плебисциты Луи-Наполеона 1851 и 1852 гг. были, по сути дела, референдумами.
История
референдума в XX столетии прошла несколько этапов. В целом можно говорить о
расширении сферы его применения при решении важных вопросов общенационального и
местного значения. Процедура референдума используется для принятия конституций
и поправок к ним, для одобрения законопроектов, для изменения формы правления
(Италия, Иран), для получения предварительного согласия избирательного корпуса
при принятии важных международных или внутригосударственных решений. В ряде
стран (Швейцария, США) референдум широко применяется для решения региональных и
местных вопросов. Так, в США во всех штатах проекты поправок к Конституции
обязательно выносятся на референдум для их окончательной ратификации. Конституции
22 штатов содержат положения, согласно которым по требованию 5% избирателей
одобренный легислатурой штата законопроект должен быть утвержден на референдуме.
В прошлом веке было проведено (на 1987 г.) внушительное число общенациональных
референдумов: в Европе - 101, в Африке и на Среднем Востоке - 54, в Азии - 18,
в Америке - 25, в Австралии и Океании - 45. В период с 1987 по 1990 г.
референдумы проводились в 21 стране; на эти референдумы было вынесено 74
вопроса.
Конституционное
право предусматривает различные формы референдума и процедуры их применения.
Обычно подразделяют референдумы на общенациональные, проводимые в пределах всей
государственной территории, региональные и местные, проводимые в отдельных
субъектах федерации или административно-территориальных единицах.
Общепринятым
является деление референдумов на конституционные и законодательные. Предметом
конституционного референдума является либо проект новой конституции, либо
конституционная реформа или поправки к конституции (Франция, Япония,
Швейцария). Предметом законодательного референдума может быть либо проект
закона, либо уже вступивший в силу закон. Существует две разновидности
законодательного референдума - отклоняющий, предполагающий полную или частичную
отмену текста закона (ст. 75 Конституции Италии, ч. 1 ст. 141 Конституции
Швейцарии), и утверждающий, ратифицирующий законопроект (ст. 11 Конституции
Франции). Кроме того, выделяют референдумы по международно-правовым вопросам и
административные референдумы. Первые проводятся в целях выяснения воли
избирательного корпуса при решении важных международных вопросов (вступление в
ООН Швейцарии, вступление в НАТО Испании, вступление в ЕЭС и дальнейшее
пребывание в нем Великобритании). На вторые выносятся вопросы управленческого
характера - изменения административно-территориального деления или границ
субъектов федерации (ст. 29 Основного Закона ФРГ, ст. 132 Конституции Италии),
досрочного прекращения полномочий должностных лиц (ч. 6 ст. 60 Конституции
Австрии). В особую группу обычно выделяют консультативный референдум,
позволяющий более гибко сформулировать вопрос, дать несколько вариантов
альтернативных ответов. Обычно он используется тогда, когда для вынесения
специальных и значимых решений необходимо более широкое одобрение, чем
одобрение депутатов парламента. Так, в Швеции консультативные референдумы
проводились по вопросу о запрете спиртных напитков (1992), реформе пенсионного
обеспечения (1957), об использовании ядерной энергии (1980).
Референдумы
подразделяют также на обязательные и факультативные. К первой группе относятся
референдумы, необходимость проведения которых предусмотрена основным законом.
Так, скажем, в Японии проект поправки к Конституции, одобренный 2/3 общего
числа членов обеих палат Парламента, обязательно должен быть представлен затем
на одобрение народа. Ко второй группе относятся референдумы, проведение которых
зависит от воли правительства или избирательного корпуса.
В литературе
выделяют и иные виды референдумов в зависимости от времени их проведения,
обязательной силы и иных обстоятельств.
Однозначная
оценка референдума невозможна. Демократизм или реакционность этого института
зависят от реальных политических обстоятельств и условий, в которых референдум
проводится.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Ретушер субтитров
Ретушер прецизионной фотолитографии (Выпуск №20 ЕТКС)
Ретушер
Реформы правоохранительных органов советского государства после гражданской войны
Рецептурщик (Выпуск №51 ЕТКС )
Рецидив преступлений
|