В.Т. Батычко
Конспект лекций по Гражданскому процессуальному праву Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.
ЛЕКЦИЯ 8, 9: Подведомственность и подсудность гражданских дел 8.1. Понятней виды подведомственности гражданских дел
В соответствии со ст. 118 Конституции правосудие в РФ
осуществляется только судом. Однако защита гражданских прав возможна не только
в судах общей юрисдикции, но и в арбитражном, третейском суде или в
административном порядке.
Для урегулирования относимости разрешения правовых споров к
тому или иному уполномоченному юрисдикционному органу, необходимо разграничить
их компетенцию, установив правила подведомственности.
Таким образом, подведомственность - это процессуальный
институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между различными
юрисдикционными органами при разрешении спора о праве и других юридических
делах. ФКЗ от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в
ред. от 15.12.01) предусматривает, что в РФ действуют федеральные и
конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.
Кроме того, в теории гражданского процесса различают
единичную и множественную подведомственность. Последняя в свою очередь делится
на исключительную, условную, альтернативную и договорную подведомственность.
Исключительная подведомственность - подведомственность
гражданских дел, исключающая возможность обращения за защитой своих прав в
любой юрисдикционный орган, кроме суда.
Условная подведомственность - подведомственность, требующая
соблюдения установленного законом предварительного внесудебного порядка
урегулирования спора.
Альтернативная подведомственность - подведомственность,
допускающая рассмотрение гражданских дел не только в суде общей юрисдикции, но
и в другом юрисдикционном органе.
Договорная подведомственность - подведомственность,
основанная на соглашении сторон о возможности рассмотрения дела в третейском
суде.
В соответствии с правилами подведомственности, установленными
ст. 22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции РФ рассматривают и разрешают:
1)
исковые дела с
участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного
самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных
интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных,
земельных, экологических и иных правоотношений;
2)
дела, разрешаемые
в порядке приказного производства;
3)
дела, возникающие
из публичных правоотношений;
4)
дела особого
производства;
5)
дела об
оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на
принудительное исполнение решений третейских судов;
6)
дела о признании
и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных
решений.
Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных
граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с
иностранными инвестициями, международных организаций.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и
разрешают дела, предусмотренные ч. 1, 2 данной статьи, за исключением
экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным
законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Обратить внимание судов следует на то, что в ст. 33 АПК РФ к
подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам между акционером и
акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ,
вытекающим из деятельности последних, за исключением трудовых споров.
Указанные дела подведомственны арбитражным судам независимо
от того, какие лица - юридические или физические - являются участниками
правоотношений, из которых возник спор.
Исходя из этого, указанные дела не могут рассматриваться в
порядке гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции.
Дела по трудовым спорам между акционером - физическим лицом и
акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или
общества и этими субъектами подведомственны судам общей юрисдикции.
Вопрос о том, является ли возникший между указанными
субъектами спор трудовым, судам необходимо решать на основании ст. 381 ТК РФ,
согласно которой индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия
между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного
договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или
изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по
рассмотрению трудовых споров.
Учитывая то, что отношения между единоличными исполнительными
органами обществ (директорами, генеральными директорами), членами коллегиальных
исполнительных органов обществ (правлений, дирекций), с одной стороны, и
обществами, с другой, основаны на трудовых договорах (гл. 43 ТК РФ), дела по
искам указанных лиц о признании недействительными решений коллегиальных органов
акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ о досрочном
прекращении их полномочий, восстановлении в занимаемых должностях и оплате
времени вынужденного прогула подведомственны судам обшей юрисдикции, которые в
силу ст. 382, 391 ТК РФ являются по данным делам органами по разрешению
трудовых споров.
К хозяйственным товариществам и обществам, дела по спорам
между которыми и их участниками (кроме трудовых споров) неподведомственны судам
общей юрисдикции, в соответствии с ГК РФ (§ 2 гл. 4) относятся полные
товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью,
общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества.
Производственные и потребительские кооперативы в соответствии
с ГК РФ (п. 2 ст. 48, § 3 гл. 4, ст. 116) не являются хозяйственными
товариществами или обществами, поэтому дела по спорам между этими кооперативами
и их членами подведомственны судам общей юрисдикции.
Согласно ч. 4 ст. 22 ГПК РФ дело, по которому предъявлено
несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны
суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному, подлежит рассмотрению и
разрешению в суде общей юрисдикции, если разделение этих требований невозможно.
Если же требования можно разделить, то судья выносит определение о принятии
требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии
требований, подведомственных арбитражному суду.
Исходя из этого, а также из положений ст. 225 ГПК РФ, в определении
судьи по вопросу принятия такого дела к производству суда должны быть приведены
мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозможности
разделения предъявленных требований.
ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об
административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на
постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот
порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает Кодекс РФ об административных
правонарушениях.
ГПК РФ определяет порядок производства по делам, возникающим
из публичных правоотношений
К таким делам ГПК РФ относит, в частности, дела по заявлениям
об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти,
органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и
муниципальных служащих (ст. 245, гл. 25) и специальной нормой устанавливает для
дел по заявлениям граждан альтернативную подсудность: по усмотрению гражданина
заявление может быть подано в суд по месту его жительства или по месту
нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления,
должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение,
действие (бездействие) которых оспариваются (ч. 2 ст. 254).
ГПК РФ, в отличие от ГПК РСФСР и Закона РФ от 27.04.93 №
4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан» (в ред. от 14.12.95)1 не допускает возможности оспаривания в порядке
производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и
действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и
общественных объединений. Следовательно, с 1 февраля 2003 г. дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их
объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам
искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как
дела по спорам о защите субъективного права.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в
принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и
разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и
разрешается в ином судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ это правило применимо к
производству по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Исходя из этого, недопустимо принятие и рассмотрение в
порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, заявлений об оспаривании таких решений,
действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного
самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих,
для которых федеральными законами (Уголовно-процессуальным кодексом РФ,
Кодексом РФ об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным
кодексом РФ и др.) установлен иной судебный порядок оспаривания (обжалования).
В принятии таких заявлений необходимо отказывать на основании
п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 247 ГПК РФ в случае, если при
подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве,
подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет
заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований
ст. 131, 132 ГПК РФ.
Заявление остается без движения только в том случае, если при
предъявлении иска данное дело останется подсудным тому же суду; если же
подсудность изменяется, судья отказывает в принятии заявления.
Если заявитель не выполнит требований судьи об оформлении
искового заявления, то судья на основании ст. 136 ГПК РФ возвращает ему
заявление со всеми приложенными к нему документами.
Если наличие спора о праве, подведомственного суду, выяснится
при рассмотрении дела, возникшего из публичных правоотношений, то суд на
основании-ч. 4 ст. 1 ГПК РФ применяет норму, регулирующую сходные отношения в
особом производстве (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ), и выносит определение об оставлении
заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим
заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
8.2. Понятие подсудности. Родовая и территориальная подсудность
8.3. Передача дел из одного суда в другой
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
ЛЕКЦИЯ 10, 11: Понятие и сущность искового производства 10.1. Понятие и сущность искового производства
Кухонный рабочий (Выпуск №51 ЕТКС )
Купажист по чаю
Лаборант
Лаборант (Квалификационный справочник)
Лаборант асбестообогатительного производства
|